Вообще-то, SAAB — аббревиатура, и если переводить ее на русский, то дословно получится «шведское акционерное общество по производству самолетов». Военных самолетов. В 1937 году эта фирма была основана с целью защиты шведских земель. И не только шведских: в воздушных боях Второй мировой бомбардировщики Saab прославились как одни из самых скоростных.
От самолетов к автомобилям
После войны на «гражданские» нужды перепрофилировались многие производители, и Saab не стал исключением. Вы, конечно, помните послевоенные немецкие малолитражки: всегда какой-то смешной формы, с выпуклой, «горбатой» крышей. Первый автомобиль Saab напоминал такие машины из Германии внутренним наполнением, но вот дизайн у них по тем временам был весьма необычным, почти космическим, выдержанным в новом стиле. Импровизированные «крылья», близко посаженные фары…
Прототип испытывали в аэродинамической трубе — коэффициент сопротивления оказался крайне низким. Колесные арки были закрытыми, но недолго — слишком уж много в них набивалось снега зимой, и машина становилась неуправляемой.
А вот с двигателем всё было не так просто. Говорят, первые годы инженеры Saab, среди которых не все умели водить, частенько проводили время на свалке, разбирая узлы старых автомобилей в поисках удачных идей. Формой для изготовления кузовов же служили старинные деревянные скамейки, найденные в конюшне.
Оригинальных имен шведы придумывать не стали. Первую машину назвали Saab 92 001. Почему 92? Потому что последняя выпущенная фирмой модель самолета была 91-й.
Тестовых автомобилей было сконструировано двадцать штук, и ни один из них за ворота завода так и не выехал, зато в 1947 году Saab 92 002 был представлен общественности с обещанием запустить серийное производство. Оно и было начато, правда, двумя годами позже, в 1949-м.
Примечательно, что еще во время испытаний шведские инженеры решили отправить свой экипаж на зимние спортивные соревнования, которые как раз проходили на территории Швеции. И не прогадали: это стало сюрпризом абсолютно для всех, но Saab финишировал с отменным результатом.
Стремительный подъем
Следующие несколько лет стали для компании временем завидного подъема. Сначала появились спортивные автомобили Standart 92 и 92 DeLuxe. За ними начали выпускать другие модели.
К середине 1950-х все машины Saab уже были «обуты» в бескамерные шины и имели усовершенствованные трехцилиндровые двигатели. Марка, сначала популярная только в Швеции, с того момента начала завоевывать мировой рынок. Был налажен серийный выпуск спортивного авто — им стал Saab 93 750 Gran Turismo.
Другие выдающиеся модели того времени — это, во-первых, Saab Sonett с двигателем мощностью более 57 лошадиных сил, разгонявшим автомобиль весом всего 500 килограммов до 160 километров в час. Во-вторых, Saab 95: машина для большой семьи. В такой можно было комфортно перевезти семерых пассажиров или полтонны груза.
В 1960-м был выпущен Saab 96 — он не только оставался лидером продаж марки на протяжении не одного десятилетия, но и принес пять спортивных побед. И, конечно, Saab 99 — его позиционировали как самый респектабельный и самый безопасный автомобиль в Европе.
Инженеры Saab много внимания уделяли безопасности выпускаемых автомобилей. Ремни были в каждой машине. Дверные балки укрепляли, тормозные диски делали вентилируемыми, а бамперы создавали по технологии, которая придавала авто способность к частичному самовосстановлению в случае удара.
Новый виток в жизни компании Saab произошел в 1968 году, когда завод слился с группой Scania-Vabis, которая в то время занималось сборкой грузовых машин. Теперь площади совместного производства существенно увеличились, ведь новой корпорации принадлежало уже 12 предприятий.
1970-е ознаменовались выпуском серийного Saab 99 c турбонаддувом — это было новое слово в автомобилестроении. Шведские разработчики придумали систему, которая могла регулировать давление турбонаддува, а еще 16-клапанный турбированный двигатель — тогда это было действительно революционное изобретение. Два года спустя появляется Saab 900 — первый автомобиль с фильтрацией воздуха, поступающего в салон.
Логотип Saab тоже видоизменялся несколько раз. Сначала на протяжении почти тридцати лет на капоте шведских автомобилей красовался легкокрылый самолет — память об авиастроительном прошлом компании.
После слияния со Scania символом марки стали два пересекающихся кольца, в трех полях которых разместились названия Saab и Scania-Vabis и традиционный символ Швеции — голова коронованного грифона. Позже остались только грифон и четыре буквы — SAAB.
При этом не все знают, что самой-самой первой эмблемой были три желтых короны на синем фоне. Сегодня их можно увидеть на форме шведских хоккеистов, а раньше, еще в довоенные годы — на обшивке самолетов шведского королевства.
Грустный финал
В 1990 году предприятие Saab было реструктурировано. В результате образовалась независимая компания под названием Saab Automobile AВ. Она продала половину своих акций General Motors, и как раз тогда изменился ее логотип: исчезло одно кольцо и вписанное в него название Scania.
Поначалу сотрудничество было довольно плодотворным. Марка Saab наряду с Volvo окончательно утвердилась в качестве производителя самых безопасных автомобилей в мире. Сошли с конвейера интересные модели, например, Saab 900 Convertible — у него были мощная печка и двойной тент, так что это был внесезонный кабриолет. Потом в седане Saab 9-5 появились сиденья с вентиляцией и новые подголовники, крайне эффективные в плане безопасности.
Совершенствовался и турбодизельный двигатель. Всего за несколько лет появилось более тысячи изменений! Но вскоре сложилась кризисная ситуация, и американская корпорация приняла решение отделить дочернее шведское предприятие, чтобы избавиться от некоторых убыточных активов. И это стало началом конца.
Последующие несколько лет Saab пытались спасти одновременно шведское правительство и простые автомобилисты. Так, 27 автопроизводителей были готовы купить компанию. Среди них были и крупные — BMW, Renault, Fiat. В результате за короткое время легендарная шведская марка поменяла нескольких не слишком известных владельцев и обанкротилась. Под брендом Saab хотели собирать электромобили, но и эта затея провалилась. В декабре 2011 года компания была признана банкротом.
Есть масса причин любить Saab — за необычную историю и «самолетный» дизайн, за технические решения, которые до сих пор кажутся прогрессивными. Вернется ли марка к былому величию — вопрос риторический. Скорее нет, чем да. Но уже сейчас редкие модели Saab разных лет — желанное приобретение для крупных коллекционеров. А у заботливых владельцев эти машины наматывают и по полмиллиона, а в отдельных случаях даже по миллиону километров.
Материал опубликован в июле 2021, частично обновлен в июне 2023