История этой марки началась в далеком 1913 году на северной окраине Мюнхена, когда два предприимчивых молодых человека Карл Рапп и Густав Отто решили создать свои маленькие авиамоторные фирмы. Первая мировая породила спрос на двигатели для самолетов, и они решили объединиться. Четырьмя годами позже возникло предприятие, которое было зарегистрировано под названием «Баварские моторные заводы». Если прочитать по-немецки, то аббревиатура получается уж больно знакомая — BMW. Официально компания была зарегистрирована в 1917-м.

В первые годы после образования будущий концерн шел «двойным» путем: с одной стороны, компания продолжала конструировать самолетные двигатели, которые успешно проходили испытания. Оснащенный одним из таких моторов самолет установил мировой рекорд, поднявшись на 9760 метров. С другой — уже появлялись идеи, многим из которых суждено было воплотиться в жизнь в конструкциях автомобилей.

Фото №1 - Восстающий из пепла: история и современность BMW

Знаменитая эмблема BMW, которая используется по сей день, появилась только в 1929 году. Этот круг, разделенный на два белых и два голубых сектора, по одной из версий, — стилизованное изображение пропеллера, ведь изначально компания занималась авиационными моторами. По другой — белый и синий используются потому, что это национальные цвета Баварии. 

Фото №2 - Восстающий из пепла: история и современность BMW

После Первой мировой войны для BMW наступили мрачные времена. По Версальскому договору немцам запрещалось производить двигатели для самолетов, тогда как именно они приносили заводу основную прибыль, а автопром еще был вторичен. Но компания быстро переключилась на мотоциклы, и с тех пор BMW — это знак качества в мире железных коней. По крайней мере, на международных мотогонках тех лет они лидировали. 

В 1928-м фирма приобретает автозаводы в Айзенахе, а вместе с ними и лицензию на производство малолитражного автомобиля Dixi, по совместительству являющегося лицензионным английским Ostin 7. Его массовое производство начнется годом позже. Именно Dixi считается первым полноценным автомобилем BMW. В период экономических трудностей малолитражка становится популярной во многих странах Европы. Для немцев, конечно, было в новинку производить автомобиль с правым рулем. Dixi как торговая марка просуществовала недолго: вскоре машина совершенно официально стала называться BMW. 

Фото №3 - Восстающий из пепла: история и современность BMW

Первый сравнительно мощный BMW появился весной 1932 года: в нем было 20 лошадиных сил, он мог развивать скорость до 80 километров в час и имел четырехступенчатую коробку передач, ставшую весьма удачной разработкой, которую еще долго не могли предложить другие производители. 

А в 1933-м начат выпуск модели 303 — первого автомобиля BMW с 6-цилиндровым двигателем. Именно эта модель первой приобретает характерную решетку радиатора, в народе названную «ноздрями». Эти «ноздри» стали типичным элементом дизайна всех автомобилей марки.

Фото №4 - Восстающий из пепла: история и современность BMW

К началу Второй мировой войны BMW — одна из наиболее динамично развивающихся фирм мира, выпускающая технику со спортивной ориентацией. В ее активе несколько мировых рекордов. Вольфгaнг фон Гронау на открытом гидросамолете DornierWal, оснащенном двигателем BMW, пересекает Северную Атлантику с востока на запад. Эрнст Хенне на мотоцикле R12, оборудованном карданным приводом, гидравлическими амортизаторами и телескопической вилкой (также изобретением BMW), устанавливает мировой рекорд скорости для мотоциклов — 279,5 км/ч. В последующие 14 лет никто не смог его превзойти. 

Фото №5 - Восстающий из пепла: история и современность BMW

В середине 1930-х в Германии уже начали строить первые автобаны. Так что выпуск модели 303 пришелся кстати — рабочий объем двигателя у нее составлял уже 1,2 литра, а максимальная скорость — 90 километров в час. Эта машина стала основой для многих последующих спортивных проектов BMW. Ну, а 315-я умела разгоняться уже до 130 км/ч! 

Моделям здесь давали незамысловатые имена, без витиеватых ассоциаций. Всё просто: первая цифра — серия, а еще две — рабочий объем двигателя. 

Начавшаяся очередная война приведет к приостановке выпуска автомобилей. Приоритет вновь отдадут авиадвигателям. В 1944-м BMW первой в мире начинает выпуск реактивного двигателя BMW 109-003. Будут проведены также испытания ракетных двигателей. Конец Второй мировой станет для концерна новой катастрофой: четыре завода окажутся в Восточной зоне оккупации, будут разрушены и демонтированы, равно как и головной завод в Мюнхене. Последует приказ о запрете производства на три года. Часть оборудования будет вывезена в Советский Союз. 

Фото №6 - Восстающий из пепла: история и современность BMW

И снова завод был спасен, на этот раз — малолитражкой Isetta, странной помесью мотоцикла и автомобиля. Три колеса, дверь, открывающаяся вперед по движению… и огромный успех в послевоенной Германии! Машинка была больше похожа на пузырь, имела мощность в 13 «лошадок» и могла развивать скорость до 80 километров в час. 

Необычный внешний вид «Изетты» порождал массу различных прозвищ. В Германии ее называли «катящимся яйцом» и «гробом на колесиках», а в латиноамериканских странах машина получила шуточное имя «уэвито» — маленькое яйцо. Пусть конструкция была весьма причудливой даже по тем временам, однако «Изетта», которую начали собирать и в других странах, пользовалась большой популярностью. Ее вообще ассоциировали с послевоенным возрождением Европы, а потому то и дело эта модель мелькала даже в голливудских фильмах. Например, именно на такой малышке Одри Хепберн ездит по парижским улицам в кинофильме «Смешная мордашка». 

Фото №7 - Восстающий из пепла: история и современность BMW

Третий крах BMW настал, когда компания увлеклась лимузинами, которые оказались никому не нужны. И это был первый и единственный раз, когда ошибка была именно в экономических расчетах. Тогда мелкие акционеры и дилерские представительства скинулись и спасли завод в третий раз. 

Идеология BMW сформировалась в конце 1930-х и действует и по сей день: автомобиль — для водителя. Напротив, Mercedes-Benz всегда следовал принципу «автомобиль — для пассажиров». И с тех пор каждый идет своим путем, доказывая правильность выбранного курса. 

Последовавшее тридцатилетие стало однозначно успешным для BMW. У компании открывались новые заводы, вышла первая в мире серийная турбомодель, инженеры фирмы создали антиблокировочную тормозную систему, ту самую, которой сейчас оснащают свои автомобили все ведущие мировые производители. Кроме того, именно в BMW разработали первое электронное управление двигателем. 

Фото №8 - Восстающий из пепла: история и современность BMW
Фото
Martin_Sznapka

В Ашхайме построили испытательный полигон, а для проектирования новых моделей — специальный научно-исследовательский центр. Еще в 70-х годах в его стенах появились первые автомобили знаменитых серий 3, 5, 6, 7. 

В 1995-м в серийную комплектацию абсолютно всех автомобилей BMW включили надувную подушку безопасности для пассажира, сидящего впереди рядом с водителем, а заодно и систему противоугонной блокировки двигателя. Последний в тысячелетии, 1999-й год ознаменовался дебютом Х5, который позиционировался как первый в мире спортивный автомобиль для активного отдыха. И в том же году появился на свет BMWZ8, тот самый, что восхитил поклонников Бонда в фильме «И целого мира мало». 

Фото №9 - Восстающий из пепла: история и современность BMW

Кстати, мало кто помнит, что BMW 3-й, равно как и 5-й серии становились победителями конкурса «Лучший женский автомобиль года» Причем в его жюри были отнюдь не домохозяйки, а 20 ведущих автомобильных журналисток из 12 стран мира. Женщины оценивали комфорт авто, удобство при перевозке детей, управляемость и, конечно же, дизайн. 

Фото: Autowp.ru