Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Главное в истории искусства Кореи: от империи до наших дней

Современное южнокорейское искусство — явление масштабное: в стране 45 музеев искусства, более 300 галерей, регулярно открываются биеннале и арт-ярмарки, но что знаете о нем вы?

19 июня 2023Обсудить
Главное в истории искусства Кореи: от империи до наших дней
Художник из художественной студии Mansudae («Мансудэ») за работой. Особенности северокорейского коммунизма придали новый импульс старым темам и методам, придав им националистический оттенок
Источник:
Wikimedia Commons / Uri Tours (CC BY-SA 2.0)

Корейская империя

Основные имена: Ан Чунсик (안중식) • Чо Сокчин (조석진)
• Чхэ Ёнсин (채용신) • Хуберт Вос

рубеж XIX–XX вв.

После того как были подписаны договоры об установлении отношений с мировыми державами, завершилась политика «закрытия» страны, проводимая на протяжении веков.

Главное в истории искусства Кореи: от империи до наших дней
Портрет императора Кочжона. Чхэ Ёнсин. Нач. XX в. Шелк, краски. 180 × 104 см. Национальный музей Кореи, Сеул, Республика Корея

В Корею начали приезжать иностранцы. Среди них были художники-любители и профессионалы, они знакомили двор и элиту с масляной живописью и техникой европейского рисунка.

Важную роль в этом сыграл голландец Хуберт Вос (1855–1935). В 1899 году он написал два одинаковых портрета императора Кочжона, произведшие сильное впечатление на придворных благодаря своей реалистичности. На улицах Сеула Вос писал виды города; за процессом наблюдали жители, которые ранее не видели, как работает европейский художник и какие материалы использует.

В портретной живописи на рубеже веков проявилось значительное влияние европейской техники, особенно фотографии. Первое фотоателье открылось в Сеуле в 1883 году, а в 1900-х фотография стала широко распространена в столице.

Портретист Чхэ Ёнсин (1850–1941) усиливал эффект присутствия в портретах за счет применения светотени и линейной перспективы. В традиционных жанрах можно обнаружить влияние западной живописи, но в целом оно минимально.

Главное

Кроме европейцев, с западной живописью корейцев знакомили японские художники. В Сеуле проходили выставки масляной живописи японских авторов. В 1895 году в корейских школах были введены обязательные уроки рисования в начальных классах, и первыми учителями рисования в них стали японцы.

Колониальный период

Основные имена: Ко Хидон (고희동) • Ким Кванхо (김관호)
• На Хесок (나혜석) • Ли Чону (이종우) • Ли Инсон (이인성)
• Ли Кхвэдэ (이쾌대) • Чхве Чэдок (최재덕)

1910–1945

В колониальный период появилось понятие «искусство», начала зарождаться критика, теория искусства; корейские художники стали пробовать писать маслом, осваивать технику европейского рисунка и скульптуры.

Главное в истории искусства Кореи: от империи до наших дней
Ситуация. Ли Кхвэдэ. 1938. Холст, масло, 156 × 128 см. Частная коллекция

Пионером масляной живописи считается Ко Хидон (1886–1965), его автопортрет 1915 года, созданный во время учебы в Токио, — самое раннее из сохранившихся произведений, написанных маслом. Перед корейскими художниками стояла задача освоить не только технику, но и многообразие сюжетов и направлений западного искусства.

Первое поколение художников масляной живописи работало в технике японского академического импрессионизма, а к 1930-м годам корейские живописцы уже экспериментировали с разными направлениями — от академизма до абстрактной живописи.

Бо́льшая часть художников получала образование в государственных и частных образовательных учреждениях в Японии и воспринимала европейское искусство преимущественно через японскую призму.

Вне зависимости от художественных взглядов все авторы решали вопрос выражения в своем творчестве хянтхосэк («местный колорит») — самобытного, корейского. Для одних это было способом оказать сопротивление японскому режиму, для других — получить признание на Государственной выставке искусства Чосон, которую японское правительство проводило ежегодно с 1922 по 1944 год.

Отдельное место занимает живопись в технике нихонга, распространившаяся в результате стремления корейских художников подстроиться под вкусы японского заказчика. Также в колониальный период были заложены основы современной скульптуры.

Главное

В живописи колониального периода сложно найти произведения с открытой критикой или сопротивлением японскому режиму. Пролетарское искусство было подавлено японским правительством, примеров не сохранилось. Но в работах ряда авторов считывается настойчивое желание сохранить «корейское» в условиях подавления национального.

Корейская война

Основные имена: Ли Чунсоп (이중섭) • Ким Хванги (김환기)
• Ли Ынно (이응노) • Ли Суок (이수억) • Им Ынсик (임응식)
• Чон Помтхэ (정범태) • Ким Ханён (김한용)

1950–1953

Корейская война унесла сотни тысяч жизней, инфраструктура оказалась разрушена, и по итогам войны было закреплено разделение территорий Корейского полуострова между двумя странами: КНДР и Республикой Кореей.

Главное в истории искусства Кореи: от империи до наших дней
Белый бык. Ли Чунсоп. 1953. Фанера, масло. 30 × 41,7 см. Музей Университета Хоник, Сеул, Республика Корея

Военные действия и жизнь беженцев фиксировали на пленку Им Ынсик (1912–2001), Чон Помтхэ (р. 1928), Ким Ханён (р. 1924), и эти кадры напоминают, что Корейская война — это не текст в учебниках истории, а страшная трагедия в жизни корейского народа.

Боль и страдания людей, вынужденных жить в страхе, потерявших все и терпящих бедствие, передали в своих работах Ли Чунсоп (1916–1956), Ким Хванги (1913–1974), Ли Ынно (1904–1989), Ли Суок (1918–1990).

Ли Чунсоп писал сцены счастливой семейной жизни, грезя о времени, когда его разделенная войной семья снова будет вместе. Его произведения воспринимаются как мечта всего корейского народа о мире. Изможденные быки художника, написанные пастозно, широкими мазками, — это словно образ народа, из последних сил сопротивляющегося трагедии.

Разделение на две страны поставило людей перед выбором. Многие представители художественной элиты ушли на Север, где создавали произведения, прославляющие северокорейский режим и сцены счастливой жизни народа. Имена таких художников было запрещено упоминать в Республике Корее до 1988 года.

Главное

Ужасы Корейской войны и ее последствий раскрывали в абстрактных полотнах художники послевоенного направления энформэль. Экспрессивно эта тема представлена в абстрактной железной скульптуре Сон Ёнсу (송영수, 1930–1970), Чхве Пёнсана (최병상, р. 1937), Пак Совона (박서원, р. 1942).

КНДР

Основные имена: Студия «Мансудэ»

1945 — наст. вр.

В 1950-е годы северокорейские художники учились у советских авторов создавать искусство, способное воспитывать и прославлять. После смерти Иосифа Сталина развернулись споры о задачах искусства, и в конце 1950-х зазвучали идеи о том, что в изобразительном искусстве должны присутствовать эстетическая, индивидуальная и лирическая составляющие.

Главное в истории искусства Кореи: от империи до наших дней
Памятники Ким Ир Сену и Ким Чен Иру на холме Мансудэ. 1972, 2012. Бронза. Высота 22,5 м. Пхеньян, КНДР

Но излишний субъективизм признали губительным, и в итоге победило представление, что искусство должно отражать жизнь людей, совершивших социалистическую революцию и строящих социализм. Было решено, что писать нужно не цветы и пейзажи, а виды индустриализации.

В 1966 году вышел призыв Ким Ир Сена развивать революционное искусство — социалистическое по содержанию и народное по форме. Народное по форме — значит основанное на традиционной технике. Национальной была признана полихромная живопись.

В КНДР с 1951 года существует Союз художников, и только его члены имеют право заниматься искусством. Главная задача Союза заключается в том, чтобы воспитывать художников, способных защищать национальное искусство и народные интересы и противостоять любым проявлениям буржуазного и реакционного.

Художники выполняют заказы партии. При этом важна скорость, так что мастерство оттачивается до совершенства. Производство и сбыт предметов искусства контролирует государство. Художники могут создавать произведения на свой вкус, но те должны проходить проверку на соответствие государственным требованиям.

Главное

В 1959 году для выполнения заказов партии в Пхеньяне была открыта студия «Мансудэ». Сегодня «Мансудэ» — это здание размером 40 000 м2; в состав организации входят отделы по производству предметов декоративноприкладного искусства, керамики, скульптуры, живописи, фресок, графики и т. п. Согласно последним данным, в ней трудится 4000 человек. Продукция студии продается через официальный сайт.

Республика Корея

Основные имена: Пак Собо (박서보) • Ли Ухван (이우환)
• Син Хакчхоль (신학철) • Пэк Намчжун (백남준)
• Юн Соннам (윤석남)

1945–1990

В середине 1950-х годов молодое поколение художников заговорило о трагедии Корейской войны языком современной живописи.

Главное в истории искусства Кореи: от империи до наших дней
Прозрачные пузыри и обнаженная фигура. Чон Канчжа (정강자, 1942–2017). 1968. Фотография. Arario Gallery, Сеул, Республика Корея

Начался период увлечения абстракцией, экспериментов с цветом, различными техниками. Фигуративная живопись была признана устаревшей, сформировалось направление энформэль.

С конца 1960-х художников все больше занимал вопрос о том, как выйти за рамки подражания, найти способ выразить национальное в современном искусстве. Художники направления тансэкхва (досл. «живопись одного цвета») стремились соединить корейскую эстетику с западной техникой. В это же время молодые художники, в том числе ученики авторов тансэкхва, в ответ на проводимую правительством политику ограничений экспериментировали с инсталляциями, перформансами, ленд-артом.

1980-е годы прошли под знаком направления минчжун мисуль — «искусства народа»; художники настаивали, что искусство должно быть понятно обычному зрителю, а не кругу избранных, что оно должно реагировать на происходящее в современном обществе, вскрывать язвы существующего режима.

Художники объединялись, чтобы противостоять правительству, выходили на улицы вместе с демонстрантами, боролись за свободу самовыражения. В это же время сформировались первые группы художниц, заговоривших о проблемах положения и роли женщин в обществе.

Главное

За свою короткую историю Республика Корея превратилась из бедной аграрной страны в государство с одной из сильнейших экономик в мире. Южнокорейское искусство развивалось не менее бурными темпами. Во второй половине ХХ века оно иллюстрировало события, происходившие в стране, рассказывало о том, что волновало разные поколения.

Республика Корея — наше время

Основные имена: Кимсучжа (김수자) • Со Тохо (서도호)
• Ли Пуль (이불) • Чхве Урам (최우람)
• Чхве Чонхва (최정화)

1990 — наст. вр.

Отправной точкой новой волны в искусстве стали Олимпийские игры 1988 года. Республика Корея превращалась в открытую страну, стремящуюся занять место в мировом сообществе не только в экономическом, но и в культурном плане.

Главное в истории искусства Кореи: от империи до наших дней
Логотип Coca-Cola. Сон Тонхён (손동현, р. 1980). 2006. Бумага, тушь, минеральные краски. 130 × 162 см. GALLERY2, Сеул, Республика Корея

После отмены ограничений на выезд за границу художники стали получать образование в США и Европе, выходить на международный уровень. Авторы ощутили бо́льшую свободу самовыражения; началась эпоха экспериментов в условиях глобализации.

Сегодня художники не ограничивают себя, при возможности уезжают за границу для дальнейшего творческого развития. Ряд южнокорейских авторов, среди них Кимсучжа (р. 1957), Со Тохо (р. 1962), Ли Пуль (р. 1964) и другие, получили мировое признание.

В стране сегодня наблюдается многообразие художественной деятельности. Художники работают во всевозможных направлениях: видео-арте, инсталляции, фотографии, живописи, скульптуре, перформансе и прочих.

Примечательно, что в Республике Корее продолжает развиваться традиционное искусство, например восточная живопись и керамика. Поскольку художники редко объединяются в группы, предпочитая работать обособленно, современное искусство — это множество голосов и тем. Авторы как раскрывают частные темы, так и высказываются о проблемах корейского общества и всего человечества.

Главное

Современное южнокорейское искусство — явление масштабное. В стране сорок пять музеев искусства, более трех сотен галерей, регулярно открываются биеннале и арт-ярмарки. Здесь поддерживается стабильный спрос на произведения искусства со стороны как крупных коллекционеров, в первую очередь корпораций, так и обеспеченных представителей среднего класса, предпочитающих более декоративное искусство.

Отрывок, фото и иллюстрации из книги Елены Хохловой «Главное в истории искусства Кореи. Ключевые произведения, темы, имена, техники». М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2023.

Читайте книгу целиком

Ключ к пониманию корейского взгляда на мир. Елена Хохлова — кандидат искусствоведения и доцент Школы востоковедения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» — специализируется по истории корейского искусства. В своей книге она последовательно и аккуратно разбирает это полотно чужой культуры от неолита до наших дней, сплетенное из устойчивых символов, уникальных тем и техник, на отдельные нити, поясняя, что они означают и как связаны друг с другом.

Читайте книгу целиком
Реклама. www.mann-ivanov-ferber.ru
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения