Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Большая война в маленькой Корее: история о полузабытых подвигах советских лётчиков

В этих сражениях русские впервые после интервенции воевали против американцев. И впервые с обеих сторон использовались реактивные самолёты

12 апреля 2023
Большая война в маленькой Корее: история о полузабытых подвигах советских лётчиков
Корея: 4 февраля 1951 года. Солдаты 1-й Голгофской дивизии Соединенных штатов идут на штурм удерживаемого коммунистами холма в Корее
Источник:
Universal Images Group / Legion Media

Ревущие сороковые, если применить морскую широтную терминологию к историческим эпохам, сменились неистовыми пятидесятыми.

Германию и Японию обезвредили, но мир попрежнему оставался чреватым войной. Оружие становилось всё совершеннее и смертоноснее. Отношения недавних союзников — великих стран, ещё вчера братавшихся на Эльбе, — пережили шоковую заморозку. Вторая мировая без паузы перетекла в холодную. Она была сродни подземному кипению вулкана, которое то и дело прорывается катастрофическими извержениями.

Кровавым послесловием ко Второй мировой, первым горячим сражением холодной войны и одновременно эскизом (к счастью, скомканным и отброшенным) Третьей мировой стала война в Корее. Она длилась свыше трёх лет — с лета 1950-го до лета 1953-го.

Эта война — и наша тоже. На ней русские впервые после интервенции воевали против американцев. И впервые с обеих сторон использовались реактивные самолёты.

Большая война в маленькой Корее: история о полузабытых подвигах советских лётчиков
Корея: 17 июля 1950 года грузовик армии США во время остановки замаскирован рисовой соломой. Экипаж из двух человек управляет пулеметом на крыше машины
Источник:
Underwood Archives / Legion Media

За Север вступились Китай, подавший своё вмешательство как порыв миллиона добровольцев, и СССР, хотя участие советских граждан в боевых действиях официально не признавалось. С противоположной стороны формальности в виде одобрения ООН были соблюдены. За Юг воевали США и ещё добрых полтора десятка стран: от Англии и Франции до Эфиопии и Австралии.

Хроники той войны порой звучат сюрреалистично: «Китайские лётчики сбили в Корее истребитель южноафриканских ВВС». Демилитаризованная Япония фактически тоже приняла участие в войне на стороне своего недавнего врага — Штатов. Японские офицеры помогали информацией и картами, участвовали в работе штабов, ограниченно принимали участие в боевых действиях, не говоря о том, что Япония стала тыловой базой Штатов.

Но обо всём по порядку.

Большая война в маленькой Корее: история о полузабытых подвигах советских лётчиков
Корея: 13 июля 1950 года четыре реактивных истребителя F-80 летят на высоте 30 000 футов с японской базы на задание против колонн северокорейской коммунистической армии
Источник:
Underwood Archives / Legion Media

Момент истины в августе 45-го
и советский комбат Ким Ир Сен

Север Кореи, с 1910 года — японской колонии, в августе 1945 года освободила Красная армия. Это была часть огромной Маньчжурской наступательной операции по разгрому японских войск на территории Китая, Кореи, Южного Сахалина, Курильских островов.

В корейских портах Юки (Унги), Расин (Раджин, Наджин), Сейсин (Чхонджин), Дзёсин (Сонджин, ныне Кимчхэк), Гензан (Вонсан) высадились советские десанты. В одних случаях обошлось без стрельбы, в других — нет. Наиболее ожесточённые бои шли в Сейсине.

Большая война в маленькой Корее: история о полузабытых подвигах советских лётчиков
Вонсан, Корея: 26 октября 1950 года подводные подрывники военно-морского флота очищают гавань Вонсан от мин в рамках подготовки к высадке 50 000 военнослужащих
Источник:
Underwood Archives / Legion Media

В сейсинском десанте участвовал Иван Лоскутов — прототип героя поэмы Константина Симонова «Сын артиллериста», лейтенанта Лёньки Петрова (в 1941-м на Северном флоте разведчик Лоскутов, оказавшись в критической ситуации, вызвал огонь на себя и чудом уцелел; эта история легла в основу симоновской поэмы).

Среди матросов одного из минных тральщиков, обеспечивавших десанты, был нанаец Николай (Кола) Бельды, приписавший себе лишние годы, чтобы попасть на фронт. На советской эстраде он позже будет отвечать за все северные народы: споёт о чукче, ждущем в чуме рассвета, и о том, что пароход — хорошо, но олени лучше.

Сегодняшняя КНДР признаёт участие советских войск в освобождении страны, но с оговоркой: по официальной версии, основную роль сыграли корейские партизаны во главе с Ким Ир Сеном, советские же солдаты были где-то на втором плане. Тем не менее советские воинские захоронения в КНДР содержатся в порядке, в Пхеньяне высится монумент «Освобождение» с надписями на русском языке.

Американцы высадились на юге Кореи только 8 сентября, уже после капитуляции Японии. В рабочем, что называется, порядке было решено, что зоны советской и американской оккупации разделит 38-я параллель: одни будут принимать капитуляцию японцев к северу от неё, другие — к югу.

Большая война в маленькой Корее: история о полузабытых подвигах советских лётчиков
Корея: 18 июля 1950 г. Военные корреспонденты слушают, как вице-адмирал Артур Страбле объясняет роль 7-го флота в высадке морского десанта в Корее. Слева направо — контр-адмирал Хоскинс; Мелтон Мармор, AP; Дэвид Дуглас Дункан, журнал Life; Гарольд Мартин, Saturday Evening Post; вице-адмирал Страбле; Роберт Мартин, CBS; и Ларри Тай, UP
Источник:
Underwood Archives / Legion Media

Американский журналист, историк Клэй Блэр, автор вышедшей в 1987 году книги «Забытая война США в Корее», пишет: «Быстрое продвижение советских войск в Северной Корее означало возможность того, что в намерения Москвы входил полный захват Корейского полуострова… Чтобы противостоять этим намерениям, в Пентагоне в спешке был разработан план ввода войск в Южную Корею…

Какой-то полковник в Пентагоне после недолгого изучения карты Кореи из школьного учебника предложить разделить полуостров на две части по 38-й параллели без учёта рельефа местности, наличия коммуникаций, экономических и политических факторов и всего остального. Москва согласилась на такой раздел».

В декабре 1945 года в Москве на совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании обсуждалось возрождение Кореи как независимого, демократического и единого государства, формирование общекорейского правительства, преодоление последствий японского колониализма.

Однако выполнить благие намерения не удалось. Никто тогда не знал, что 38-й параллели, выбранной безвестным полковником, предстоит надолго, если не навсегда, стать границей двух Корей. Вчерашние друзья стали заклятыми соперниками, Корея — заложницей большой геополитической игры.

Большая война в маленькой Корее: история о полузабытых подвигах советских лётчиков
Коман-Дон, Северная Корея: 14 августа 1950 года Boeing B-29 Superfortress сбрасывает бомбы во время налета на химический завод в Коман-Донге
Источник:
Underwood Archives / Legion Media

Противоречия между недавними союзниками становились всё острее, то же можно сказать об отношениях Севера и Юга. В 1948 году на Корейском полуострове оформились два государства: Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея.

Первое возглавил Ким Ир Сен (настоящее имя — Ким Сон Чжу). Он с 1931 года партизанил на северо-востоке Китая — в Маньчжурии, оккупированной, как и его родная Корея, японцами. Вступил в КПК — Коммунистическую партию Китая, проявил себя способным командиром, взял выразительное имя Ир Сен — «Восходящая звезда» (тогда, впрочем, его чаще называли китайским вариантом этого имени — Цзин Жичен).

К концу 1930-х японцы разбили основные соединения партизан. Еды, одежды, оружия катастрофически не хватало. Находясь на грани краха, партизаны запрашивали сопредельный Советский Союз о помощи. В 1939 году наркомы обороны и внутренних дел СССР Климент Ворошилов и Лаврентий Берия подписали секретное «Указание… об оказании помощи китайскому партизанскому движению в Маньчжурии».

Понятно, что Москва руководствовалась не только гуманизмом: СССР, мягко говоря, беспокоило японское присутствие в Маньчжурии. Начались рейды через границу: на советской стороне партизаны отдыхали и лечились, а потом с новыми силами и боеприпасами возвращались в Маньчжурию — продолжать борьбу.

Ким Ир Сен, командовавший одной из колонн Объединённой партизанской армии Чжоу Баочжуна, перешёл на советскую сторону в ноябре 1940 года. На совещании в штабе Дальневосточного фронта было решено, что партизаны (их курировал начальник разведотдела Дальневосточного фронта полковник, впоследствии генерал, Наум Соркин) в обмен на поддержку займутся в Маньчжурии не только боевой, но и разведывательной работой в интересах СССР.

В течение 1941 года Ким со своими бойцами не раз ходил на маньчжурскую сторону и обратно, а в 1942–1945 годах жил в селе Вятском под Хабаровском. В построенном тут военном городке расположилось единственное в своём роде интернациональное соединение РККА: 88-я отдельная стрелковая бригада, укомплектованная в основном китайцами и корейцами и предназначенная для диверсионно-разведывательных действий в Маньчжурии.

Большая война в маленькой Корее: история о полузабытых подвигах советских лётчиков
Кото-Ри, Корея: декабрь 1950 года. Седьмой патруль морской пехоты пробивается вверх по замерзшему склону горы, чтобы обойти с фланга китайских коммунистов, которые пытаются задержать отход морской пехоты с водохранилища Чосин к югу от Кото-Ри
Источник:
Underwood Archives / Legion Media

Бригаду создал своим приказом командующий Дальневосточным фронтом генерал армии Иосиф Апанасенко (в 1943 году он, переведённый по личной просьбе из тыла на передовую, погибнет при освобождении Белгорода). Вчерашние партизаны получили советские воинские звания и числились в РККА, хотя по партийной линии по-прежнему подчинялись КПК.

Командиром бригады назначили Чжоу Баочжуна. Бай* по национальности, он имел немалый боевой опыт и давние связи с СССР — учился в Москве по линии Коминтерна. Ким Ир Сен в звании капитана РККА возглавил 1-й стрелковый батальон. Ключевые решения, понятно, принимались в штабе Дальневосточного фронта, ряд должностей в бригаде заняли советские офицеры.

* Бай — народ, живущий на юго-западе Китая. Один из пятидесяти шести официально признанных народов КНР.

Ким выучил русский, был на хорошем счету. В этот период у него и его жены Ким Чен Сук родился сын — впоследствии второй руководитель КНДР Ким Чен Ир. Официальная историография КНДР утверждает, что он родился у склона священной корейской горы Пэкту в партизанском тайном лагере, но на самом деле — то ли в Приморье, то ли в Хабаровском крае.

В августе 1945 года наиболее отличившиеся офицеры бригады, в том числе подполковник Чжоу Баочжун и капитан Ким Ир Сен, получили ордена Красного Знамени, другие — ордена Красной Звезды и медали «За боевые заслуги». Вятское оказалось школой не только военного, но и административного спецназа.

Было решено использовать военнослужащих бригады, хорошо подготовленных и в боевом, и в политическом отношении, в качестве заместителей и помощников советских комендантов освобождённых городов Китая и Кореи.

Большая война в маленькой Корее: история о полузабытых подвигах советских лётчиков
Действующий передовой командный пункт в горах Кореи. 20 июля 1950 года, Корея
Источник:
GG Vintage Images / Legion Media

Чжоу Баочжун убыл в Китай, где бывшие бойцы и командиры расформированной 88-й бригады заняли высокие партийные, армейские и правительственные посты. Ким Ир Сен отправился в Корею, стал заместителем коменданта Пхеньяна — командующего 25-й армией генерал-полковника Ивана Чистякова.

Помимо Чистякова, архитекторами молодой северокорейской государственности следует назвать генерал-полковника Терентия Штыкова (первого советского посла в КНДР; фамилия — под стать эпохе), военного советника Григория Меклера, генерал-майора Николая Лебедева, полковника Александра Игнатьева.

В Пхеньяне служил отец режиссёра Сергея Соловьёва, до того — начальник особого отдела где-то на Карельском фронте; автор «Ассы» утверждал, что в детстве играл с маленьким Ким Чен Иром.

Советские военные выполняли в Корее самые разные задачи. Младший лейтенант Яков Новиченко на митинге в 1946 году спас Ким Ир Сена от гибели, поймав брошенную из толпы в сторону трибуны гранату. Новиченко лёг на гранату, получил тяжёлые увечья, чудом выжил (спасла его книга полковника Ветошникова «Брусиловский прорыв», находившаяся за поясом). Стал Героем Труда КНДР. Некоторые корейцы даже называли сыновей «Новиченко».

Уже в этот период Кима, как просоветского и авторитетного в Корее партизанского командира, готовили к особой миссии, хотя первоначально СССР намеревался опереться на Чо Ман Сика — активиста движения за независимость Кореи, основателя Демократической партии. Общего языка с ним найти не удалось, вскоре он был арестован и бесследно исчез.

В октябре 1945 года на митинге в Пхеньяне генерал Чистяков представил тридцатитрёхлетнего Ким Ир Сена как «национального героя». Это стало началом пути Кима к высшей власти. Вскоре он стал руководителем Трудовой партии Кореи, съездил к Сталину в Москву, в 1948-м возглавил новорождённую социалистическую КНДР.

Большая война в маленькой Корее: история о полузабытых подвигах советских лётчиков
Портрет Ким Ир Сена в Пхеньянском метро
Источник:
Викисклад / John Pavelka (CC BY 2.0)

«Батяня-комбат» стал отцом целого народа и с тех пор именовался Великим вождём, Железным всепобеждающим полководцем, Маршалом могучей республики. В северокорейской историографии и мифологии он занимает примерно то же место, что в советской — Ленин. Истории из жизни вождя напоминают и советские рассказы об Ильиче, и библейские предания: это летопись чудесных деяний человека, исполненного необычайной мудрости и благодати.

Выбор Пхеньяна как столицы красной Кореи был обусловлен не столько историческим фоном (в 427 году он стал столицей Когурё, одного из трёх корейских королевств, но уже в конце VII века потерял этот статус; столица располагалась в Кёнджу, Кэсоне, с 1394 года — в Сеуле, именовавшемся «Хансон» и «Ханян»), сколько соображениями советских военачальников. Когда маршал Мерецков спросил генерала Чистякова, где тот намерен разместить штаб — в Пхеньяне или Хамхыне на востоке, генерал предпочёл Пхеньян.

В первой Конституции КНДР 1948 года столицей страны ещё назывался Сеул, куда, по чаяниям северян, после объединения страны коммунистами должна была переехать высшая власть. В 1972 году обновлённая конституция Северной Кореи провозгласила вечной столицей Пхеньян.

В КНДР поступало советское оружие: пушки, самолёты, танки… В 1948 году советские войска покинули Корею, оставив группу военспецов и советников. В Пхеньян прибыли около четырёхсот советских корейцев — из Средней Азии, куда они были депортированы с Дальнего Востока в 1937 году. Задачу Штыков поставил так: строить систему по типу советской, но с учётом местных особенностей.

Пётр Пак Ир, старший преподаватель кафедры марксизма-ленинизма Казахского университета, в 1946–1948 годах работал проректором Пхеньянского университета и председателем оргкомитета по созданию Академии наук, учил Ким Ир Сена диалектике и марксистской философии.

Заместителем генерального прокурора КНДР некоторое время служил советский кореец Иннокентий Цхай (Цхай Гю Хен, в 1952 году расстрелян, впоследствии реабилитирован); начальником штаба Корейской народной армии, министром иностранных дел, зампредом кабинета министров — бывший сельский учитель математики из Узбекистана Нам Ир (Яков Петрович Нам); министром просвещения — лейтенант Красной армии Тян Хак Тон и так далее.

Полковник Пётр Цой (он же Цой Пхё Док, ветеран Хасана, Финской, Великой Отечественной) командовал бронетанковыми войсками КНДР и в 1950 году разработал план взятия Сеула.

Если Советский Союз — соучредитель КНДР, то США — соучредитель Республики Корея. На Юге шли аналогичные процессы, только под патронажем Штатов. В том же 1948 году появилась капиталистическая Республика Корея во главе с семидесятитрёхлетним Ли Сын Маном, доктором философии Принстонского университета, гражданином США, тоже боровшимся против японцев, только не винтовкой, а пером. В Штатах он прожил около сорока лет.

Большая война в маленькой Корее: история о полузабытых подвигах советских лётчиков
Пусан, Корея: 27 июля 1950 года бронетехника загружается в железнодорожные вагоны для отправки из доков в Пусане на фронт. Войска едут вперед, чтобы защититься от снайперских атак
Источник:
Underwood Archives / Legion Media

Выводя войска, американцы оставили Южной Корее боевую технику, другое вооружение. В республике остались советники под командованием генерала Робертса, обучавшие южнокорейских солдат по американским уставам.

Акваторию контролировал Седьмой флот США, на авиабазах в Японии и на Филиппинах дислоцировались воздушные армии. Неподалёку — в Японии, на Гавайях, на Гуаме, на тех же Филиппинах — дежурили сухопутные американские части, хорошо вооружённые, имевшие военный опыт.

Мира между Кореями не было с самого начала. За обоими государствами стояли мощные силы — СССР и США, которые если и не очень хотели большой войны, то сдавать свои позиции в регионе тоже не собирались.

В 1945 году Америка сумела выиграть у Москвы Японию. В 1949-м в китайской гражданской победили коммунисты Мао Цзэдуна, а поддерживавшиеся Штатами гоминьдановцы Чан Кайши бежали на Тайвань. Стало ясно, что Советский Союз выиграл Китай.

Картина мира менялась на глазах. Американцы не хотели проиграть ещё и Корею, Советский Союз желал иметь на своих границах дружественные или хотя бы нейтральные государства. Очередным раундом глобальной игры, в которой друг другу противостояли не только Пхеньян и Сеул, но и мировые полюса силы, стала война в Корее. На кону была ни много ни мало архитектура будущего мира.

Отрывок из книги Василия Авченко «Красное небо. Невыдуманные истории о земле, огне и человеке летающем». М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2023.

Читайте книгу целиком

Эта книга — документальна. О чём она?
О Дальнем Востоке первой половины ХХ века, включая смутные годы Гражданской войны и почти пятилетнюю интервенцию.
О полузабытой Корейской войне 1950–1953 годов, в которой негласно участвовали советские лётчики, дравшиеся против американских «суперкрепостей» и «сейбров».

Читайте книгу целиком
Реклама. book24.ru
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения