Гигантское солнечное пятно отвернулось от Земли: прекратятся ли теперь бури?

Вот что думают об этом эксперты по космической погоде

16 мая 2024Обсудить
Гигантское солнечное пятно отвернулось от Земли: прекратятся ли теперь бури?

То самое пятно AR3664 в объективе солнечного телескопа.

Malcolm Park via Legion Media

Гигантское солнечное пятно, названное учеными AR3664, которое вызывало мощные вспышки на Солнце, а на нашей планете полярные сияния далеко от полюсов и проблемы с радиосвязью, исчезло из поля зрения землян. Прежде чем уйти, «на прощанье» пятно успело вызвать две вспышки самой высокой категории Х 15 мая, однако они уже «прошли по касательной» для нас. Поворачиваясь вместе с Солнцем, пятно AR3664 не прекратило устраивать солнечные бури, говорят специалисты, только теперь они не доходят до Земли. Остается вопрос, что будет, когда светило снова повернется к нам этой стороной.

Солнечные пятна — это более темные области на поверхности звезды, через которые сильные магнитные поля выходят в атмосферу светила. Пятно AR3664 в 15 раз шире Земли, на такой площади происходят мощные вспышки, которые сопровождаются корональными выбросами массы (КВМ). При этом огромные облака плазмы (перегретого газа) вырываются с поверхности Солнца в космос, проносятся через всю Солнечную систему и в том числе достигают Земли. (Вот здесь можно посмотреть, как это бывает. — Прим. ред.)

Пока пятно было обращено к нашей планете, это был фактически прямой удар — вещество из короны Солнца врезалось в Землю, что почти неделю вызывало яркие полярные сияния даже там, где их раньше никогда не видели. А где-то били и отключения радиосвязи.

Ученые из Центра прогнозирования космической погоды (SWPC) утверждают, что теперь, когда AR3664 скрылось за поворотом, любые выбросы (КВМ) не будут оказывать на нас прямого воздействия. В том числе последние «вспышки-монстры» Х3.4 и Х2.9 в эту среду.

Но также эксперты отмечают, что за 25 земных дней Солнце совершит полный оборот вокруг своей оси. По их словам, это означает, что уже через две недели можно было бы ожидать, что пятно снова появится перед нами. А вот будет ли оно таким же влиятельным, пока неясно.

«Скорее всего, там все еще будет этот кластер солнечных пятен; просто он может быть не таким большим, сложным и агрессивным, как сейчас», — комментирует новость специалист по космической погоде Билл Мурта.

<p>Билл Мурта</p>

«По опыту, большинство из них будут оставаться очень сильными около двух-трех недель, а затем начнут распадаться, но не обязательно».

Примером такого распада служит история гигантской области 486, которая вызвала шквал солнечных бурь в октябре 2003 года. Спустя две недели исследователи также ждали ее возвращения, однако оказалось, что пятно практически распалось.

За AR3664 ученые все равно собираются наблюдать, так как гарантии, что оно ослабеет, нет. Поэтому нас снова могут ждать последствия его бурной деятельности, в том числе яркие «световые шоу» на небе.

Стоит ли живущим на Земле бояться солнечной активности и как эти события могут отразиться на здоровье, порталу Vokrugsveta.ru ранее рассказал астроном Сергей Чумаков.