«На 55-й широте происходит что-то странное»: посмотрите, как от Солнца оторвался кусок и закружился, словно торнадо

Гелиофизики пока не нашли объяснения этому явлению

10 февраля 2023
Solar Dynamics Observatory

Огромный волокнистый сгусток плазмы вырвался с поверхности Солнца, отделился от нее и превратился в «торнадо», кружащееся над северным полюсом светила. Ничего подобного астрономы прежде никогда не наблюдали — «солнечные волокна» время от времени отрываются от звезды, но после этого не кружат над ней в безумном вихре.

Уникальный момент образования полярного смерча был заснят космической обсерваторией НАСА Solar Dynamics Observatory, сообщает Space.com.

Специалисты пока не знают, какие процессы лежат в основе этого феномена, но не исключают, что произошедшее может быть связано с так называемым «солнечным циклом». Примерно раз в 11 лет магнитные полюса Солнца, представляющего собой колоссальное шарообразное скопление электрически заряженного раскаленного газа, меняются местами.

Это связано с мощными катаклизмами — появлением и исчезновением солнечных пятен (темных, холодных областей на поверхности звезды), извержениями солнечного вещества и образованием солнечного ветра — распространяющихся в космосе потоков заряженных частиц.

В пользу того, что полярный вихрь может быть связан с «солнечным циклом», говорит то, что протуберанец (выпуклость над поверхностью Солнца), из которого вырвался кусок «солнечного волокна», в каждый солнечный цикл появляется в одном и том же районе — на 55-й широте. Потом протуберанец начинает постепенно смещаться к полюсам звезды.

«На 55-й широте явно происходит что-то странное, — считает гелиофизик Скотт Макинтош.

Скотт Макинтош

«Каждый солнечный цикл там формируется этот протуберанец, а затем начинает двигаться к полюсам. Это очень любопытно, и представляет собой одно большое „почему?“. Почему он двигается к полюсу, а потом исчезает, и опять волшебным образом появляется три-четыре года спустя в том же самом месте?»

Возможно, эту тайну удастся раскрыть аппарату Solar Orbiter, разработанному Европейским космическим агентством. Он был запущен к Солнцу в 2020 году. Планируется, что аппарат сделает снимки поверхности звезды, в том числе ее полюсов, с орбиты Меркурия.