Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как жила и погибла Фанагория — город на краю света. История в шести артефактах

Крупный торговый город Фанагория на юге современной России существовал 1500 лет, пережил разрушение варварами, но сгинул в борьбе сверхдержав раннего Средневековья

18 ноября 20243
Как жила и погибла Фанагория — город на краю света. История в шести артефактах
Источник:

музей-заповедник «Фанагория»

Полис Фанагори́я процветал полторы тысячи лет — шесть веков до Христа и еще девять после. Это был северо-восточный край греческой (а потом римской и византийской) ойкумены. Две тысячи лет назад Фанагория вместе с Пантикапеем (ныне Керчь) служила одной из двух столиц Боспорского царства. Теперь это Темрюкский район Краснодарского края России. Раскопки здесь, на окраине поселка Сенного, что в двадцати километрах от Тамани, профессионально ведут с 1936 года. Сейчас работой занимается команда государственного музея-заповедника «Фанагория», а помогает в этом фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело».

Российским ученым очень повезло с Фанагорией, коллеги-итальянцы не скрывают зависти, потому что это большая редкость — античный город, на месте которого не стоит современное поселение: копай не хочу. Главный интерес для археологов представляют руины синагоги, построенной здесь, вероятно, не раньше I века нашей эры и сожженной дотла неизвестными варварами в середине VI века. Корреспондент Vokrugsveta.ru лично увидел обгоревший фундамент и остатки стен синагоги — подобно Энею, побывавшему в царстве мертвых, он спустился на глубину культурного слоя Фанагории и узнал о судьбе города, ушедшего под землю.

Как жила и погибла Фанагория — город на краю света. История в шести артефактах
Источник:

фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело»

Тамга

Первое, что видели купцы, ступив на фанагорийскую землю, это тамга местного царя — «дорожный указатель» античных времен. Вот как она выглядит.

Как жила и погибла Фанагория — город на краю света. История в шести артефактах

Эта тамга говорила путникам, что здесь правит царь Савромат Второй, живший в конце II — начале III века нашей эры.

<p>Мария Чашук</p>

«Тамга — аналог герба у рыцарей: каждый рыцарь знает гербы остальных. Нижняя часть обозначала само Боспорское царство, а верхняя относилась непосредственно к Савромату».

Конкретно эта тамга относится к концу II — началу III века нашей эры. Ее нашли под водой, что говорит о вторичном использовании дефицитного в этих краях камня — тамгу задействовали при строительстве ряжей. Так называют сваи, которые ставили на дне моря, чтобы уже на них построить здание. Ряжи представляли собой гигантские высокие деревянные ящики, набитые камнями для устойчивости. В российской истории ряжи фигурируют на полтора тысячелетия позже — с помощью этой технологии строил свои форты «назло надменному соседу» Петр Первый.

Но вернемся к купцам. Через Фанагорию проходили торговые пути из Средиземного и Черного морей вглубь континента. Греческие и римские предметы находят на территориях вплоть до Южного Урала — это позволяет понять масштабы торговли. Да и весь Таманский полуостров долго оставался лакомым куском для трех сильнейших держав, которые веками делили сферы влияния в этом регионе: речь о Греции (позже Византии), Руси и Хазарском каганате.

Но география сыграла с Фанагорией злую шутку — месторасположение города-порта оказалось не таким удачным, как у соседней Гермонассы (она же Тмутаракань, Самкерц, Матрика и наконец Тамань). Гермонасса «правила морями», потому что находилась на самом краю полуострова — ни один купец не мог проплыть мимо. Город сохранил свой статус и много веков спустя, во времена Черкесии — отсюда ежегодно вывозили по 100 тысяч лисьих и волчьих шкур, не считая медвежьих и куньих. Тамань существует и поныне как станица в Краснодарском крае, Фанагория же погребена под слоем почвы уже больше тысячи лет: выход только в залив, а не в открытое море, не давал таких колоссальных возможностей.

Как жила и погибла Фанагория — город на краю света. История в шести артефактах

В этих пакетах — останки примерно 150 фанагорийцев. Они ждут своего часа, кости будут исследовать методами генетики, чтобы больше узнать о жителях Фанагории, их питании, образе жизни, привычках.

Камень с клинописью

Следующий предмет вполне можно считать мировой сенсацией в археологии, потому что это единственная такая находка за пределами современного Ирана. Древнеперсидскую клинопись находят исключительно в резиденциях персидских царей, обычно эти символы нанесены на массивную стелу, а в тексте восхваляются деяния правителя.

Как жила и погибла Фанагория — город на краю света. История в шести артефактах

Фанагорийский камень с клинописным текстом нашли в 2016 году в контексте — то есть не просто «на улице», а в таком окружении, которое рассказало историю предмета или, по крайней мере, дало археологам какие-то наводки. В данном случае контекстом был слой 480-х годов до нашей эры, возле оборонительных стен города. Скорее всего, плита развалилась во время пожара и упала в огонь: темные следы внизу говорят о воздействии пламени, а на обратной стороне различимы отметины от упавших на камень балок. В огне мрамор пережигается в известняк, поэтому остатки текста утрачены, увы, безвозвратно.

На обломке сохранилось шесть коротких строк без начала и конца. Все слова, которые смогли прочесть лингвисты, присутствуют в уже известном науке древнеперсидском лексиконе и встречаются в других надписях, оставленных царями династии Ахеменидов. Сохранившаяся часть имени царя Дария в родительном падеже, а также археологический контекст позволяют датировать надпись временем правления его сына Ксеркса (486–465 годы до нашей эры). Поясним, что Ксеркс упоминается как сын Дария, отсюда и родительный падеж.

Поскольку надпись принадлежит Ксерксу, можно говорить о том, что фанагорийская находка вписывает Боспор Киммерийский в контекст событий греко-персидских войн. Очевидно, что в рамках противостояния с эллинами персидский царь проявлял определенный интерес к Понту Эвксинскому (древнее название Черного моря).

Иудейское надгробие

Как жила и погибла Фанагория — город на краю света. История в шести артефактах

После подавленного Римом восстания Бар-Кохбы в 130-е годы нашей эры началась очередная волна массовой эмиграции евреев из Святой земли. Переселялись они по большей части в те места, где была возможность активно торговать, вероятно, поэтому не обошли вниманием Таманский полуостров, который находится на стыке морских и сухопутных дорог, связывавших Крым, Кавказ, Византию и Великую степь. Возникла диаспора и в Фанагории, причем здесь эмигрантам удалось обратить в иудаизм часть местного населения, таким образом укрепив свою общину на чужбине.

Почему люди охотно приняли чужую веру? Поздняя античность — это эпоха таких перемен, во времена которых не желают жить даже врагу. Ломались прежние ценности, переосмысливались нормы, одних богов забывали навсегда, а других страстно искали и находили на площадях, где витийствовали пророки и проповедники всевозможных культов. Новая вера пришлась по душе жителям города на Боспоре, а может быть, бывшие жители Иудеи оказались безупречными ораторами — никто теперь не скажет точно. Но большая община в Фанагории сложилась.

Считается, кстати, что евреи убедили принять иудаизм целый Хазарский каганат — империю, занимавшую территорию от нынешнего Дагестана на востоке до Воронежской области на севере и Крыма на западе. Или не все государство, а лишь его правящую верхушку, что тоже выглядит впечатляюще (сегодня сложно представить, чтобы в какой-нибудь стране парламентарии вместе с министрами и крупным бизнесом дружно сменили веру).

Исторический детектив

Фанагорийскую синагогу уничтожил пожар между 545 и 554 годами нашей эры. Вот как установили датировку.

  1. В слое VI века обнаружили следы сильнейшего пожара: обугленные камни.

  2. Прокопий Кесарийский без указания даты сообщает, что неизвестные местные племена до основания разрушили два боспорских города — Кепы и Фанагурис, то есть Фанагорию. Но мы знаем, что историк закончил свой труд в 554 году. То есть катастрофа не могла случиться позже.

  3. В том же раскопе найдены золотые византийские монеты, одна из которых отчеканена во времена Юстиниана I и датируется 545–565 годами. Стало быть, пожар не мог произойти раньше 545 года.

Как жила и погибла Фанагория — город на краю света. История в шести артефактах
Источник:

музей-заповедник «Фанагория»

Установить, что за племена разрушили город, вряд ли возможно — кочевники не оставляли после себя письменных источников. Можно предположить, что в Акрополь — центр культурной и общественной жизни любого античного города — их привела жажда наживы. Им было известно, что обычно в синагоге под полом спрятаны сокровища, и налетчики не ошиблись. Варвары вскрыли пол синагоги и разграбили здание, а затем сожгли. Современные археологи нашли только те монеты, до которых не добрались разрушители.

Как жила и погибла Фанагория — город на краю света. История в шести артефактах

Обугленные камни — свидетельство крупнейшего пожара в Фанагории, который случился в середине VI века.

Через 120-130 лет после гибели Фанагория возродилась как часть Хазарского каганата, а в начале X века была разгромлена, вероятно, в процессе борьбы трех сильнейших политических игроков эпохи: Руси, Византии и Хазарии.

Как жила и погибла Фанагория — город на краю света. История в шести артефактах

На фото остатки стен синагоги. Эти камни примечательны тем, что еще раньше могли быть частью других домов. На Тамани нет природного камня, годного для возведения зданий, поэтому в древности стройматериалы часто использовали многократно, например, сначала для языческого храма, а потом, когда главенствующая религия менялась, для синагоги.

Классический шлем

Как жила и погибла Фанагория — город на краю света. История в шести артефактах

Классический античный шлем V века до нашей эры, найденный на Таманском полуострове в 2017 году.

Если при взгляде на этот доспех вам приходят мысли о трехстах спартанцах и вспоминаются исторические фильмы о древней Греции, вы попали в точку. Это предмет именно из той эпохи, V века до нашей эры.

Реставрировать предметы старины намного сложнее, чем кажется: дело не только в необходимости подобрать детальки сложнейшего пазла, рассматривая в микроскоп сколы и зазубрины на поверхности осколков. За тысячи лет в земле предмет деформируется и ржавеет, а затем распадается на части. Поэтому найденный предмет вывозят с раскопа вместе со слоем земли. Но из-за сильной деформации места стыка осколков не сходятся.

Ученые нашли выход: из шелковой бумаги делают «заплатки», которые позволяют фрагментам оставаться подвижными, чтобы реставратор в процессе подгонял детали одну к другой более точно. Так поступили и с классическим античным шлемом, который обнаружили здесь, на Таманском полуострове в 2017 году.

Другой реставрационный лайфхак — создать 3D-модель, которая послужит подставкой для предмета, который в противном случае не получится собрать и впоследствии представить посетителям музея.

Ниже слева цедилка для вина, которую частично восстановили таким образом. У цедилки справа, наоборот, хорошо сохранилась ручка, а нижняя часть — нет.

Как жила и погибла Фанагория — город на краю света. История в шести артефактах
Как жила и погибла Фанагория — город на краю света. История в шести артефактах

Цедилки нужны были фанагорийцам, потому что в древности не знали промышленных способов виноделия и осадка в напитке было много. Разумеется, этот важнейший бытовой предмет клали в захоронения.

Перебинтованный кувшин

Как жила и погибла Фанагория — город на краю света. История в шести артефактах

Обычные посетители музея вряд ли увидят такой экспонат: древний сосуд будто забинтовали, чтобы вылечить после двух тысяч лет в холодной земле. В какой-то степени это правда: реставраторы так восстанавливают облик предметов, которые почти необратимо изменило время.

<p>Анастасия Кравченко</p>

«Пока предмет лежит в земле, в нем накапливаются соли, которые разрушают керамику. Чтобы предотвратить этот процесс, мы вымываем соли дистиллированной водой из всех фрагментов. Затем во время монтажа мы используем жгуты, чтобы все части встали плотнее друг к другу».

Если же значительная часть предмета не сохранилась, проще, как в случае с цедилками, создать объемную модель артефакта и использовать ее как основу, на которой размещают уцелевшие обломки, чтобы показать изначальный облик вещи. Так, скорее всего, поступят и с этим стеклянным кувшинчиком (фото ниже): остатки нижней и верхней части соединить удалось, а середина разбилась на столь мелкие детали, что из них едва ли удастся собрать полную конструкцию, рассказывает Анастасия Кравченко.

Как жила и погибла Фанагория — город на краю света. История в шести артефактах

Стекло — тончайший материал, и в античные времена оно было большей редкостью, чем керамика. Но это не означает, что стекло находят реже: стеклянные предметы часто помещали в захоронение из-за высокой ценности, чтобы снарядить человека для путешествия в царство мертвых.

Меноры

Как жила и погибла Фанагория — город на краю света. История в шести артефактах
Источник:

Мария Чашук / музей-заповедник «Фанагория»

Меноры стали находить в Фанагории три-четыре года назад. Тогда и открылась новая страница истории города — иудейская.

Поначалу обломки менор археологи приняли за архитектурные элементы: разрозненные, они и вправду похожи на части балясин. И только когда их стало больше, «пазл» сложился. Изучив экспозиции мировых археологических музеев, ученые окончательно убедились, что перед ними действительно иудейские семисвечники.

Обычно археологи стараются отыскать похожие предметы, уже поднятые и изученные коллегами из других стран и городов. Если это удалось, обычно можно сделать вывод, что известное ранее и недавно обнаруженное изделие выпустила одна мастерская, и это помогает прояснить судьбу новой находки, рассказывает Мария Чашук. Относительно самой большой меноры шириной более метра такого пока утверждать нельзя — ей нет аналогов в мире по художественному исполнению.

Послесловие

Трансфер из Краснодара прибыл раньше всех, и у нас с коллегами есть время осмотреться в библиотеке. Открываю самый толстый фолиант: большую часть занимают несколько тысяч изображений древних денег, каждую заботливо сфотографировали с обеих сторон и пронумеровали. Еще пара сотен страниц — колонки описаний каждой из монет. Лишь к некоторым дописаны предельно лаконичные примечания вроде «перекована из типа „голова старика“». В век TikTok’a этот научный труд кажется средневековым по своему духу — как возможно такое в мире, где большинство не готово воспринимать что-то сложнее 20-секундного видео?

Пару часов спустя узнаю, что каждый год здесь находят миллионы артефактов. В музей из них попадает около ста. Сколько вещей из этой сотни заставят экскурсанта задержаться хотя бы на минуту?

Еще через два часа на выходе долетают слова: «Нет, ну эта мраморная подставка для меноры — это же потрясающе, это великолепно!» И компания людей, только что потративших четыре часа на осмотр фондов музея и раскопа, садится в машину, чтобы поехать в краеведческий музей Тамани изучать иудейские надгробия.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения