Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Великая степь: какую роль степные народы и просторы сыграли в мировой истории

Кочевники наводили ужас на жителей Европы, а Великий шелковый путь стал мостом между разными культурами

23 июля 2023

Великая степь была всегда, сколько себя помнит человечество. Так уж получилось, что первые очаги цивилизации в Евразии появились в древности на Ближнем Востоке, в Индии, в Китае и в Европе. Культуры этих разнесенных в пространстве регионов узнали о существовании друг друга достаточно рано — благодаря «Степному пути». Так современные ученые называют сетку маршрутов, начавшую складываться по пространству Великой или Евразийской степи еще в верхнем палеолите.

Великая степь: какую роль степные народы и просторы сыграли в мировой истории

Тогда там жили кочевые племена, промышлявшие охотой и собирательством, а позднее животноводством. Не будучи прикованы к какому-либо одному месту, не имевшие постоянного дома, они передвигались в непрерывном поиске более плодородных угодий.

Революционным сдвигом в истории человечества стало одомашнивание лошади. Это знаменательное событие напрямую связано с Великой степью — ибо именно ее обитатели впервые поставили лошадь на службу человеку. То были представители так называемой Ботайской культуры, существовавшей 3700–3100 лет до нашей эры на территории современного Северного Казахстана.

Именно они начали создавать привычный по историческим хроникам образ степняка — двуединого кентавра, человека неотделимого от своей быстрой лошадки, на хребте которой он способен, словно птица, пролетать сотни километров.

Прежние мирные охотники, собиратели и скотоводы стали превращаться в воинов — придумывая новые виды оружия, осваивая набеговую тактику. Лук и стрелы изобрели не в Великой степи — в палеолите они появляются одновременно в разных частях света. Но именно лук, наряду с лошадью, сделал степняка почти непобедимым и неуязвимым.

На протяжении тысячелетий степняки воспринимались чем-то вроде осиного роя, способного очень больно покусать. Но порою эта угроза нависала не только над отдельными городами и регионами, имевшими несчастье соседствовать со Степью, но и над целыми государствами.

Изредка в силу целого комплекса причин вся Степь приходила в движение, покрываясь гигантскими людскими волнами; начиналось очередное великое переселение народов. Такие глобальные катаклизмы происходили очень редко, но запоминались на века — ибо приводили к тотальным изменениям этнической и политической карты Евразии.

Да, скифы мы

О самых первых обитателях Великой степи мы знаем благодаря археологии. На данный момент ученые установили факты о как минимум девяти крупных степных культурах, существовавших с 3200-го по 1100 год до н. э.

Любопытно, что уже в глубокой древности (а точнее сказать — в IV тысячелетии до н. э.) у жителей степи появился обычай хоронить своих умерших, насыпая над ними курганы. Американская исследовательница Мария Гимбутас связывает этот обычай с предками индоевропейских народов — расселяясь по степи, они покрывали ее бесчисленными курганами.

Первыми же кочевниками, об этнической принадлежности которых мы знаем подробнее, чем об их предшественниках, были жившие в VIII–VII вв. до нашей эры киммерийцы. Они принадлежали к ираноязычной ветви огромной индоевропейской семьи.

Великая степь: какую роль степные народы и просторы сыграли в мировой истории
Изображение киммерийцев на ионийском саркофаге (Клазомены, VI век до н. э.)
Источник:
Shams bahari, CC BY-SA 3.0, через Викисклад

И киммерийцы — первые из степняков, сведения о которых содержатся в древних письменных источниках. В частности, они упоминаются в «Одиссее» Гомера. Обитавшие в северном Причерноморье киммерийцы воевали с государствами Малой Азии и с Ассирией. Они считались опасными противниками даже в Ассирийском царстве, наводившем ужас на соседей.

Cквозь тьму веков дошли имена трех киммерийских вождей — Тугдамме, Теушпа и Сандакшатра. Сохранились и изображения киммерийцев на древнегреческих вазах — они запечатлены с луками в руках и в характерных островерхих шапках. Сказания о киммерийцах спустя более двух с половиной тысячелетий вдохновили Роберта Говарда на создание Конана-варвара.

Но самыми знаменитыми степными кочевниками древнего мира стали представители другого ираноязычного народа — скифы, вытеснившие киммерийцев из Причерноморья. В пору своего расцвета страна Скифия раскинулась от Черного до Каспийского моря и далее к востоку.

Великая степь: какую роль степные народы и просторы сыграли в мировой истории
Изображения киммерийцев
Источник:
Shams bahari, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

В числе обитателей Скифии Геродот и другие античные авторы называют «царских» скифов, савроматов, тавров, массагетов, агафирсов, гелонов, меланхленов, андрофагов, невров, будинов, аланов — одни из этих народов четко идентифицированы современными учеными, другие остаются предметом споров.

Наиболее знамениты из них, безусловно, сами скифы — благодаря своим экзотическим обычаям, оригинальному «звериному» стилю искусства и историческим свершениям. Скиф — своеобразный эталон степняка. Они были непобедимы, и секрет их непобедимости заключался не только в непревзойденном воинском искусстве, но и в распространяемом ими страхе.

Скифы прославились своей жестокостью и беспощадностью — даже к своим соплеменникам. Что уж говорить о врагах. Геродот живописал: «Когда скиф убивает первого врага, он пьет его кровь. Головы всех убитых им в бою скифский воин приносит царю. Ведь только принесший голову врага получает свою долю добычи, а иначе — нет».

А еще они обожали делать чаши для питья из людских черепов (этот обычай сохранился в Степи и спустя века после исчезновения скифов). В целом, современные археологи подтверждают рассказы Геродота, хотя великий грек мог, безусловно, и кое-что приукрасить.

Великая степь: какую роль степные народы и просторы сыграли в мировой истории
Изображение скифского лучника на античной вазе
Источник:
British Museum, Public domain, via Wikimedia Commons

Справиться со скифами не могли даже могущественные персы. Только нападение других кочевников, сарматов, в III веке до н. э. сумело подорвать силы скифского государства, которое, тем не менее, просуществовало еще долго и окончательно исчезло лишь в III веке уже нашей эры.

В целом, судьба скифов, как и прочих кочевых народов, была бы интересна только историкам и археологам, если бы в начале ХХ столетия среди русских поэтов Серебряного века не зародилось такое оригинальное направление как «скифство». Оно возникло вокруг группы литераторов, выпустившей в 1917 и 1918 годах два альманаха «Скифы».

Членами этой группы считали себя Александр Блок, Андрей Белый, Сергей Есенин, Евгений Замятин, Михаил Пришвин и Лев Шестов. Их вдохновляла модная тогда теория, что скифы являются предками славян. Почему-то именно это дремучее евразийство, основанное на восхищении скифами и даже киммерийцами, сумело завлечь большую часть русской интеллигенции. Жестоким кочевникам посвящали свои произведения также Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Марина Цветаева, Максимилиан Волошин, а Сергей Прокофьев написал даже «Скифскую сюиту».

«Скифская Сюита» Сергея Прокофьева

Человеческие волны

Последних скифов «слизнуло» Великое переселение народов — то самое, наиболее знаменитое в мировой истории. События, стронувшие с места человеческую лавину, прошли совершенно незамеченными в тогдашних центрах цивилизованного мира: кочевые племена хунну, в I тыс. до н. э. обитавшие в степях между Байкалом и рекой Хуанхэ, потерпели поражение от сяньби (предков монголов). После этого хунну покинули регион, впоследствии названный Монголией, и двинулись в земли сарматов (Казахстан), угров (Приуралье) и тунгусов (Якутия). Смешиваясь в пути со встречными тюркскими, восточно-сарматскими и угорскими племенами, хунну породили новый народ — гуннов.

Докатившись в 354 году до Европы, гунны спустя пару десятилетий уничтожили государство германцев-остготов и начали давить на границы впавшей в глубокий кризис Римской империи. Гунны вовлекли в свое движение и многочисленные племена германцев и славян — с одними из них они воевали, с другими союзничали.

Позже, в VI веке, из Великой степи прибыла в Европу новая волна кочевников-переселенцев — то были авары, во многом повторившие судьбу гуннов, а также славяне. К тому моменту, когда к началу VII века Великое переселение народов в общем и целом завершилось, Европа выглядела совсем по-другому.

Что касается Евразийской степи, то она после окончания глобального переселения служила пристанищем для ряда новых кочевых народов, вполне усвоивших обычаи своих предшественников. Некоторые из этих степняков тоже создали свои собственные образования — впрочем, довольно эфемерные.

Великая степь: какую роль степные народы и просторы сыграли в мировой истории
«Бугутская стела» VI в. на черепахе — древнейший дошедший до нас памятник Тюркского каганата. Сейчас установлен перед цэцэрлэгским монастырём, Монголия
Источник:
He-ba-mue, CC BY-SA 2.5, через Викисклад

Таков оказался Тюркский каганат (VI в.), быстро распавшийся на восточную и западную части. Из Западно-Тюркского каганата во второй половине VII века выделилось знаменитое в летописях Хазарское государство, контролировавшее огромные территории на Кавказе, в Поволжье, в Казахстане и восточной Европе.

Когда Хазария в X в. погибла в борьбе с Древнерусским государством, многие ее земли заняли не менее знаменитые печенеги. Они враждовали и с Русью, и с Византией — порою нанося и той, и другой чувствительные удары. Но в начале XI века появились очередные претенденты на владычество над Великой степью — половцы, они же кипчаки.

Половцы вытеснили печенегов на запад. А 29 апреля 1091 года печенежский народ был целиком уничтожен византийцами и половцами в битве при Левунионе (неподалеку от Константинополя). Что же до половцев, которых обессмертило «Слово о полку Игореве», то они продержались в евразийских степях вплоть до появления монголов в XIII веке.

Монгольское же нашествие по своим масштабам напомнило случившееся в предыдущем тысячелетии Великое переселение народов — оно тоже привело к обрушению многих государств, к смене этнического атласа и «дотянулось» до Европы.

Степь соединяющая

И все же Великая степь давала возможности не только для конфронтации, но и для сотрудничества. Важную роль в этом сыграл одомашненный за 2000 лет до нашей эры верблюд. Для бредущих степью торговцев это животное оказалось столь же важным, сколь и для воинов-степняков — лошадь.

Торговые караваны исходили степь в самых разных направлениях — благодаря чему современные археологи часто находят древние украшения, посуду, остатки одежды, предметы обихода, оружие и орудия труда на огромных расстояниях от тех мест, где они были произведены. Обширная торговля, ведущаяся через степные просторы, поспособствовала появлению и развитию в разных странах бухгалтерского учета.

Во II веке до н. э. начал складываться Великий шелковый путь. Верблюжьи караваны, груженные шелком, бронзовыми изделиями, специями и другими товарами, проложили широкие тропы между восточной Азией и Средиземноморьем.

Великая степь: какую роль степные народы и просторы сыграли в мировой истории
Караван-сарай Таш-Рабат на территории современной Киргизии
Источник:
WikiTofu, CC BY-SA 3.0 DE , via Wikimedia Commons

Сложились и профессиональные корпорации купцов, поддерживавших эту огромную торговую сеть. Одну из них составляли представители ираноязычного народа согдийцев, другую — евреи-радхониты. Невзирая на все трудности, связанные с войнами, нашествиями и стихийными бедствиями, Великий шелковый путь просуществовал до XV века.

Менялись отдельные его маршруты и заведовавшие ими народы-«операторы» (в роли таковых успели побывать также хазары, варяги-скандинавы и монголы), но сама огромная дорога между Западом и Востоком продолжала функционировать.

Этой дорогой успели воспользоваться и некоторые средневековые европейцы. Так, например, 1245–47 гг. итальянский монах-францисканец Иоанн де Плано Карпини по поручению Папы Римского Иннокентия IV совершил в качестве посла Европы успешное путешествие в обе ставки новорожденной Монгольской империи — сначала в Сарай в Поволжье, затем в Каракорум в Монголии — и благополучно вернулся обратно.

Великая степь: какую роль степные народы и просторы сыграли в мировой истории
Марко Поло (1254-1324)
Источник:
agefotostock via Legion Media

Столь же удачлив оказался и фламандский францисканец Гийом де Рубрук, в 1253–55 гг. по поручению французского короля Людовика IX руководивший другим посольством к монголам. Но наибольшую мировую славу и память в веках стяжал венецианец Марко Поло. Он странствовал по дорогам Азии с 1271-го по 1295 гг., добрался до Китая и описал свое путешествие в книге, ставшей одним из главных средневековых бестселлеров.

К XV веку Великий шелковый путь пришел в упадок — его подкосили завоевания Тамерлана и прочие вооруженные конфликты, развязанные в регионе тюркскими племенами. Это вынудило европейцев искать новые пути в богатые восточные государства и обернулось наступлением эры Великих географических открытий.

Но сейчас, спустя шестьсот с лишним лет, человечество заново прокладывает торговые маршруты через степь — на месте прежних, но уже на совершенно другом уровне технического развития. Там, где когда-то пролегал Великий шелковый путь, сейчас под патронажем Китая прокладывается «Пояс и путь» (он же — «Новый шелковый путь»).

Там, где когда-то ступали караваны из тяжелогруженых верблюдов и ишаков, сейчас проносятся фуры-большегрузы и скоростные поезда. И в степи перестали замерзать ямщики.

Иллюстрация: Софья Левина

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июль-август 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения