Эхо холодной войны: в панцирях черепах из Океании нашли следы ядерных испытаний

Организмы животных сохранили изотопы урана

24 августа 2023Обсудить
Эхо холодной войны: в панцирях черепах из Океании нашли следы ядерных испытаний
Getty Images

Черепахи, живущие рядом с местами ядерного производства или испытаний, сохраняют в своих панцирях следы применения этого оружия, выяснили исследователи из США. Ученые нашли изотопы урана в покровах давно умерших рептилий. Причем в разных концентрических слоях они были в разных количествах, что можно использовать как способ датировать и отслеживать действие радионуклидов на животных, включая людей, и загрязнение экосистем. Результаты исследования опубликованы в PNAS Nexus.

По словам экспертов, панцирь черепах условно можно сравнить с деревьями в том, что он так же последовательно нарастает в течение жизни. У рептилий это слои щитового кератина, которые и служат резервуаром экологической информации. Ученые решили использовать эту особенность, чтобы посмотреть, сохраняются ли в них и данные о ядерной деятельности людей.

Команда взяла для исследования черепах, которые были собраны как образцы для разных музеев страны в 1950–80-х годах. Среди них были морские и сухопутные виды, которые обитали в районах «с унаследованной или современной им ядерной историей». В том числе рядом с Маршалловыми островами, которые в XX веке стали полигоном для ядерных испытаний США, военным полигоном Барри Голдуотера в Аризоне и других местах.

Масс-спектрометрия с помощью специальных приборов, определяющих химический состав материала, обнаружила низкие уровни урана в панцирях животных, которые жили как рядом с производствами, так и рядом с местами взрывов. А у одной из черепах ученые смогли проследить, как уровни содержания изотопов меняются от одного концентрического слоя к другому. Что совпадало с ядерной историей ее места обитания — в разные периоды ее панцирь поглощал разное количество вещества.

«Мы идентифицируем массовое и последовательное загрязнение ураном (235U и 236U) в щитках черепах, которое соответствует известной ядерной истории в этих местах в течение XX века. Наши результаты подтверждают, что черепахи биоаккумулируют радионуклиды урана и делают это последовательно с течением времени», — отмечают авторы.

Таким образом, панцирь черепахи может быть не просто доказательством загрязнения окружающей среды радионуклидами, но скрупулезно датированным свидетельством, по которому реально восстановить ядерную историю конкретного региона.

Авторы исследования отмечают, что в панцирях содержались настолько небольшие количества изотопов — примерно одна миллиардная доля, что их нельзя назвать радиоактивными. Cкорее всего, здоровье именно этих черепах, переживших облучение, не пострадало. Но то, что такие малые дозы урана удалось обнаружить, поразило ученых. По их словам, метод может стать вполне рабочим способом отслеживать ядерное воздействие на людей и экосистемы там, где применялось или производится данное оружие или топливо.

Ранее ученые предположили, что произойдет с атмосферой после ядерного взрыва.