Когда мир перестал быть прежним: японские ученые назвали год отсчета новой эпохи

Плутоний в кораллах подсказал, откуда отсчитывать «человеческий век»

8 июля 2022
LITTLE DINOSAUR / Alamy

Новая геологическая эпоха антропоцен отмечена целым рядом глобальных изменений, в том числе климатических. А причиной перехода стала бурная деятельность человека. К такому выводу пришли исследователи из Токийского университета. По их данным, основным маркером начала антропоцена можно считать следы радиации в морских отложения и кораллах у берегов Японии.

Исследователи предполагают, что эпоха антропоцена началась в 1954 году, во время испытаний ядерного оружия.

«Мы взяли образцы керна в районе залива и получили четкие следы плутония в радиоактивных осадочных отложениях», — сообщил один из авторов исследования Юсуке Йокояма.

Кроме того, ученые собрали образцы кораллов с острова Исигаки, что к юго-западу от Окинавы, и там тоже обнаружили следы радиации.

Юсуке Йокояма

«Анализировать плутоний в наших образцах было сложно, так как за рассматриваемый период в море и атмосферу было выброшено три тонны плутония, которые разлетелись повсюду».

Для подробного изучения кораллов использовали метод ускорительной масс-спектрометрии (AMS) — он позволяет с высокой точностью датировать археологические находки и породу.

Большинство ученых считает, что сейчас мы живем в эпоху голоцена, которая началась примерно 11 700 лет назад. Но есть и другая точка зрения — о том, что наступил антропоцен. Правда, пока среди геологов нет единого мнения, какое явление считать точкой отсчета: некоторые полагают, что это промышленная революция, другие — что смеха вех произошла, когда ускорился рост выбросов углерода.

Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Только для читателей «Вокруг Света»: получите 50% скидку на сотни тысяч книг на сайте «Литрес». Переходите по ссылке и вводите промокод vsveta50. Скидка действует на первую покупку любого количества книг через корзину в течение 1 дня после активации промокода. Акция продлится с 4 по 31 июля 2022 г. Приятного чтения!