Эффект голодания без голодания: назван модный продукт, который поможет легко похудеть

С бабушкиного подоконника он переместился на полки супермаркетов с полезной едой — уже догадались, что это?

4 апреля 2024
Levine-Roberts

Дальневосточный суперфуд

Биологи из Университета Северной Каролины (США) обнаружили, что пробиотики чайного гриба приводят к расщеплению жиров в организме и препятствуют накоплению новых. В исследовании на почвенных нематодах полезные микробы благотворно влияли на работу их кишечника и в итоге стимулировали реакцию, подобную голоданию — жиры начали утилизироваться. Результаты опубликованы в журнале PLOS Genetics.

Кисло-сладкий напиток, который изготавливают с помощью симбиотической культуры дрожжей и бактерий, напоминающей медузу (ученые ошибочно давали ей название медузомиецит), и воды, популярен с древности. Еще в III веке до нашей эры он упоминается в источниках китайской династии Цинь. Чайный гриб также был известен в Японии и на Дальнем Востоке России. А из нашей страны в начале прошлого века попал в Германию и распространился по Европе.

Ферментированные напитки чайного гриба богаты пробиотиками и считаются полезными для здоровья, в том числе для нормализации работы кишечника и защиты от метаболических заболеваний. Однако их влияние на организм тщательно не проверялось.

Хотя микробы в симбиотической культуре гриба SСOBY (Symbiotic Cultures of Bacteria and Yeasts) могут отличаться, есть несколько основных — наиболее часто входящих в состав. Это пробиотики из родов Acetobacter, Lactobacillus и Komagataeibacter. Ранее их действие связывали со снижением кровяного давления, нормализацией уровня сахара в крови, антиоксидантными и антибактериальными свойствами.

Худеющие нематоды

Авторы нового исследования изучали пользу чайного гриба на модельных организмах Caenorhabditis elegans. Почвенных нематод содержали на диете, в которую входили микробы, обнаруженные в ферментирующей культуре. Наблюдения показывали, что бактерии прочно колонизировали кишечник животных, обеспечивали нормальное развитие и плодовитость червей. Кроме этого, биологи заметили, что у нематод сократились запасы жиров и их накопление, как если бы они голодали.

Dreamstime

Ученые выяснили, что усвоение питательных веществ у животных не нарушено, а снижение липидов происходит из-за метаболической реакции в кишечнике, которую программировали микробы чайного гриба. Они влияли напрямую на экспрессию генов, связанных с липидным обменом. В результате становилось больше протеинов, отвечающих за расщепление жира, и снижалось количество белков, которые участвуют в создании жировых соединений — триглицеридов.

«У животных наблюдалось снижение уровня триглицеридов, заметное уменьшение накопления жира и размера липидных капель — органелл, которые накапливают клеточные липиды. Согласно этим результатам, микробы чайного гриба вызывают у организма-хозяина состояние, подобное голоданию, даже при наличии достаточного количества питательных веществ», — пишут авторы исследования.

Хотя триглицериды являются основным источником энергии для организма, они не только тратятся на необходимые процессы, но и накапливаются в жировой ткани как запасы. При избыточном употреблении калорий их уровень повышается и может привести к ожирению, заболеваниям сердечно-сосудистой системы и другим опасным состояниям.

Микробы, содержащиеся в чайном грибе, таким образом изменяют метаболизм (в том числе жировой обмен) в организме животного-хозяина, что сокращают жировые запасы. Авторы исследования утверждают, что положительный эффект, обнаруженный у микроскопических нематод и похожий на голодание, будет наблюдаться и у человека. Потребуются дополнительные исследования, чтобы подтвердить эти предположения на людях, страдающих ожирением или пытающимся поддерживать вес.

Как приготовить дома комбучу на чае, кофе или каркаде, мы подробно рассказываем здесь.