Найден червь, который отращивает новый рот и поедает сородичей — почему он это делает?

Нематод уличили в каннибализме

14 сентября 2023
Нематода гвинейский червь (Dracunculus Medinensis).
Science Photo Library via Legion Media

Вот так живешь себе червяк червяком, никого не трогаешь, ешь условный гриб вместе с остальными такими же червяками, как у одного из твоих друзей вдруг вырастает огромный рот, и он сжирает соседа. Именно такую чудовищную особенность обнаружили ученые у нематоды Allodiplogaster sudhausi.

Команда ученых из Института биологии развития Макса Планка в Германии, Университета Индианы в США и Научно-исследовательского института лесного хозяйства и лесных товаров в Японии, обратившая внимание на пугающую особенность A. sudhausi, решила узнать, откуда у этой специфики ноги растут. Для этого они набрали группу взрослых подопытных червей и культивировали их на трех разных диетах — бактериальной, грибковой и нематодной. В результате они обнаружили у них три различные формы рта.

bioRxiv

В исследовании, опубликованном на сервере препринтов bioRxiv, авторы говорят, что, используя генетический анализ, смогли подтвердить: эта способность к трансформации связана с тем, что у червя есть полная копия собственного генома, которая дает нематоде дополнительную гибкость.

Ученые даже определили ген, ответственный за формирование опасного рта. Осталось только выяснить конкретно, почему это происходит. Пока основная причина перехода в режим каннибала — стрессовая реакция на перенаселенность и голод. Похоже, ему не мешало бы поучиться стрессоустойчивости у своих морских собратьев — червей-зомби, которые выживают без рта и пищеварительной системы.