Дроны с дефибрилляторами превзошли медиков по скорости реагирования на вызовы

Эксперимент по использованию таких беспилотников в реальных условиях провели в Гетеборге

1 сентября 2021

Шведские исследователи, которые уже несколько лет изучают возможность использования оснащенных дефибрилляторами дронов для оказания экстренной помощи при остановке сердца, убедились в перспективности этой идеи, устроив своеобразное соревнование между беспилотниками и бригадами скорой помощи.

Дроны с дефибрилляторами превзошли медиков по скорости реагирования на вызовы
Andreas Claesson / Karolinska Institutet

Оперативность дефибрилляции при внезапной остановке сердца играет решающую роль в спасении жизни пациента. При этом, по статистике, смертность от остановки сердца в ряде стран составляет 90%. Исследователи полагают, что новые методы доставки дефибрилляторов, используемых для запуска сердца после остановки, могут помочь в спасении жизней.

Чтобы оценить эффективность дронов с дефибрилляторами в реальных условиях, ученые провели эксперимент в Гетеборге. Когда в службу спасения поступало сообщение о человеке, у которого остановилось сердце, диспетчер отправлял на место машину скорой помощи. Одновременно сигнал получали операторы дронов с дефибрилляторами — всего в эксперименте участвовало три таких беспилотника, каждый из которых охватывал зону радиусом 5 километров. Получив такой вызов, оператор запрашивал разрешение на полет беспилотника у авиационных властей, а затем дрон автоматически отправлялся в указанную точку, зависал над ней и медленно спускал на тросе дефибриллятор, чтобы вызвавшие медиков люди могли самостоятельно им воспользоваться.

С июня по сентябрь 2020 года дроны отправлялись по вызову 12 раз. В 11 случаях беспилотники успешно доставляли дефибриллятор в заданное место, пролетая в среднем 3,1 км. В семи случаях (64%) дроны прибывали на место быстрее машин скорой помощи. В среднем они опережали медиков почти на две минуты.

Этот результат выглядит многообещающим, но для повышения эффективности беспилотники потребуют доработки: сейчас используемые исследователями дроны не могут летать в темноте, в дождь и при ветре, скорость которого превышает 8 м/с. Ученые рассчитывают, что в 2022 году в их распоряжении окажутся беспилотники, приспособленные к полетам в темное время суток и под небольшим дождем. Кроме того, за счет батарей увеличенной емкости эти дроны будут иметь больший радиус действия.

Использованы материалы: ScienceDaily, European Heart Journal