Человек впервые заразился болезнью растений. Что известно о 61-летнем пациенте из Индии?

Обычно этот грибок поражает кусты роз и стволы деревьев

30 марта 2023
Adrián Mišiak / Alamy

Врачи Многопрофильной больницы в Калькутте (Индия) сообщили о первом в мире случае заражения человека болезнью растений. Грибок, обычно поражающий листья, вызвал серьезное воспаление в горле и шее у пожилого мужчины.

Человечество давно привыкло, что братья наши меньшие являются переносчиками заболеваний, которые опасны и для людей. А вот с растениями, как до сих пор считалось, у человека нет общих болезней. Так как мы относимся к разным царствам, у нас отличаются тип питания и обмена веществ.

Растение может стать причиной заболевания, если съесть загрязненные или необработанные плоды. Тогда можно заработать отравление либо подцепить бактерии, которые не наносили вреда растению, но опасны для человека, например сальмонеллез.

Но недавно в Индии грибок Chondrostereum purpureum, смертельный для растений, инфицировал человека. Обычно патоген вызывает «серебристый лист» у роз. Он переносится спорами по воздуху и окрашивает пораженные листья в такой цвет, часто приводя к гибели куста.

Тяжелые симптомы

По словам исследователей, 61-летний пациент поступил в больницу с симптомами, похожими на грипп. В частности, с кашлем, охриплостью голоса, рецидивирующим фарингитом, утомляемостью, затрудненным глотанием. Все они сохранялись в течение нескольких месяцев, затем мужчина начал стремительно терять вес. Компьютерная томография шеи показала паратрахеальный абсцесс — воспаление с большим скоплением гноя, которое частично перекрыло дыхательные пути.

В удаленных биоматериалах обнаружили грибок, но опознать его точно медики не сумели. Пациенту назначили противогрибковое лечение, а образцы отправили в специализированную лабораторию ВОЗ. И только там, секвенировав ДНК, назвали злополучный патоген.

DP Wildlife Fungi / Alamy

При этом индиец не был в группе риска для заражения грибковыми инфекциями:

«В анамнезе у него не было диабета, ВИЧ-инфекции, почечных или каких-либо хронических заболеваний, приема иммунодепрессантов или травм. Больной — по профессии миколог растений, длительное время работал с разлагающимся материалом и различными растительными грибами в рамках своей исследовательской деятельности», — пишут авторы исследования.

Почему человек заразился «растительной» болезнью?

Авторы предполагают, что у мужчины может быть скрытый генетический иммунодефицит, либо он подвергся воздействию «невероятно большого количества спор». После двух месяцев ежедневной противогрибковой терапии пациент полностью выздоровел, в последующие два года инфекция не вернулась.

Человечество в опасности?

Способность растительных грибов вызывать проблемы у здоровых людей, избегать пути фагоцитоза и обходить иммунитет хозяина означает, что они могут стать патогенами человека. Это может происходить из-за того, что планета постепенно нагревается, некоторые грибы учатся выживать при других температурах и становятся потенциальной угрозой.