Грибы-зомби существуют. Ученые оценили вероятность пандемии, как в сериале The Last of Us

Оказалось, что у постапокалиптического сюжета есть научная основа

1 февраля 2023
Dom Slike / Alamy

В новом сериале The Last of Us, основанном на одноименной видеоигре, дело происходит в постапокалиптическом мире, пережившем пандемию грибковой инфекции — согласно сюжету, споры мутировавшего гриба кордицепса, попадая в человеческий организм, превращают человека в зомби.

Гриб Cordyceps Militaris
Bill Gozansky / Alamy

Не хотелось бы вас пугать, но такой гриб существует в реальности. Создатели игры признались, что идею о пандемии кордицепса они почерпнули, посмотрев фрагмент документального сериала BBC «Планета Земля».

В этом отрывке демонстрируется, как споры гриба, принадлежащего к роду Ophiocordyceps, заражают крупного тропического муравья. Гриб разрастается внутри насекомого, занимая примерно половину его тела. При этом мозг муравья гриб оставляет нетронутым, чтобы иметь возможность манипулировать его поведением.

Ophiocordyceps заставляет муравья взобраться на высокую ветку, где тот погибает. После этого гриб прорастает сквозь его голову. Удачно выбранное место позволяет кордицепсу эффективно распространять свои споры и заражать больше муравьев.

Эксперты, опрошенные порталом Smithsonian Magazine, призывают не паниковать, уверяя, что грибы рода Ophiocordyceps не способны инфицировать человека и паразитировать на его организме так, как они это проделывают с насекомыми. В том числе потому, что, как и большинство других видов грибов, предпочитают жить при температурах ниже, чем у человеческого тела.

В то же время в The Last of Us фигурирует одна из причин уязвимости Земли перед лицом грибковой инфекции — потепление климата. Грибы адаптировались к более высоким температурам и начали заражать людей. Специалисты признают, что эта идея не лишена оснований и такое развитие событий теоретически вполне возможно.

Сколько жизней унесли 8 самых смертоносных пандемий в истории человечества, читайте в нашем материале.