Безжалостные убийцы: как живут и чем питаются одни из самых опасных мух мира

Этим насекомым хладнокровия не занимать!

10 мая 2021

Большая поляна на окраине соснового леса залита солнечным светом. В воздухе гудят шмели, летают бабочки, на ветвях осины муравьи «доят тлю», на цветах копошатся нарывники с красными надкрыльями, покрытыми черными узорами. Обитатели поляны не обращают никакого внимания на старый пень, на котором неподвижно сидит большая рыжеватая муха, покрытая волосками. Неопытному наблюдателю может показаться, что двукрылое насекомое выбрало пенек, чтобы просто погреться. Но внезапно оно взмывает в воздух и скрывается из виду, а через несколько секунд подобно ястребу обрушивается на жука и протыкает его хитиновую броню острым хоботком (точнее, гипофаринксом, выпячиванием станки ротовой полости). Жук конвульсивно вздрагивает и замирает. Муха, высосав из него внутренности, как ни в чем не бывало возвращается на свой пень, очевидно, служащий ей дозорным пунктом, откуда удобно высматривать очередную жертву.

Безжалостные убийцы: как живут и чем питаются одни из самых опасных мух мира

Такой прыти и охотничьей сноровки от обычной комнатной мухи и многих ее ближайших сородичей ожидать, конечно, не приходится. Убийцей жука был ее родственник — ктырь.

Семейство ктырей — одно из самых многочисленных в отряде двукрылых и насчитывает более 7000 видов. Среди них встречаются как мелкие, достигающие нескольких миллиметров, так и крупные восьмисантиметровые хищники. Ктыри предпочитают открытые, хорошо прогреваемые пространства, гораздо реже встречаются в тенистых и влажных местах.

Голова у них массивная, подвижная. Большую ее часть занимают глаза, состоящие из микроскопических линз-омматидий, позволяющих находить и отслеживать добычу. Недавние исследования показали, что ктыри отлично видят цель на расстоянии до 50 сантиметров. С учетом их размеров это очень хороший показатель, сопоставимый с тем, как если бы человек мог различать того же ктыря с дистанции в 300 метров!

Безжалостные убийцы: как живут и чем питаются одни из самых опасных мух мира

При помощи крепкого и острого хоботка ктырь вводит жертве нейротоксины и протеолитические ферменты, разжижающие внутренности. Получившуюся таким образом кашицу крылатый охотник быстро высасывает. После приема пищи многие ктыри тщательно чистят лапками лицевую бороду. Этот ритуал придает им отдаленное сходство с какими-то мифическими воителями, утирающими лица после кровавой тризны. Между прочим, конечности двукрылых воинов снабжены щетинками и шипами, помогающими удерживать жертв.

Как и у всех двукрылых, у ктырей развита только передняя пара крыльев, а вместо задней пары имеются придатки-жужжальца. Долгое время их предназначение было загадкой для ученых. Только в начале XX века стало известно, что это органы, отвечающие за равновесие  в полете. Благодаря им насекомые отлично ориентируются в пространстве, выполняют «фигуры высшего пилотажа», преследуют добычу в воздухе и на земле, спасаются от врагов.

Как правило, на охоту ктыри вылетают в разгар дня, когда припекает солнышко. У каждого охотника есть свой участок, который он покидает только в крайних случаях.

Безжалостные убийцы: как живут и чем питаются одни из самых опасных мух мира

Большинство ктырей атакуют мух, жуков, бабочек, клопов, кузнечиков, кобылок. Нет от них спасения даже способным постоять за себя пчелам, осам, муравьям и стрекозам. Вылетевшие на поиски добычи ктыри действуют как профессиональные киллеры: четко, быстро и эффективно, наносят удары в самые уязвимые места, нападают внезапно. В литературе описан случай, когда ктырь в течение получаса убил и высосал внутренности восьми бабочек. Помимо насекомых жертвами двукрылых корсаров становятся пауки, причем не всегда в качестве еды. Некоторые ученые предполагают, что время от времени ктыри утаскивают из паутины попавшихся насекомых.

Отдельные виды ктырей специализируются на ловле представителей какого-либо одного отряда или семейства. Например, ктырь стенопогон норкус предпочитает охотиться на саранчовых.

Личинки ктырей живут в почве, древесине и в большинстве своем поедают яйца, личинок и куколок других насекомых, то есть придерживаются практически той же «мясной» диеты, что и их родители.

К счастью, для человека эти мухи-убийцы абсолютно безопасны. Более того, уничтожая многих сельскохозяйственных вредителей, они помогают людям в борьбе за урожай. Правда, если схватить, потревожить ктыря, то он вынужден будет защищаться. Удар его хоботка-стилета вызывает весьма болезненные ощущения. Поэтому лучше не злить грозного хищника, а отнестись к нему с должным уважением, каковое заслуживают все дети матери-природы.

Фото: автора