Без инфекций и кровопотери: найден скелет ребенка, которому ампутировали стопу 30 тысяч лет назад

Это древнейшее свидетельство хирургической операции, сделанной видом Homo sapiens

8 сентября 2022
Реконструкция облика древнего человека
Aleksei Gorodenkov / Alamy

Судя по всему, индивид перенес ампутацию в детстве. Ампутация — одна из древнейших хирургических операций. Ее могли применять в рамках ритуала или как наказание за преступление. Так, законы Хаммурапи велели отрубать кисть нерадивому лекарю. В первом тысячелетии до н. э. в Китае также существовала практика наказаний с помощью отрубания конечности.

Но исследователям неясно, кто и когда начал применять ампутацию в медицинских целях. Самые ранние письменные упоминания о самоампутации и вычленении конечностей упоминаются в трудах Гиппократа.

Но есть и более древние свидетельства ампутации времен неолита. Подтверждением служат останки пожилого индивида, которые нашли в окрестностях Парижа. По всей видимости, живший примерно в 4900–4700 годах до нашей эры человек перенес ампутацию части левой руки и выжил.

Пещера, где нашли скелет ребенка
Nature

А недавно ученые из Университета Гриффита совместно с коллегами из Австралии, Индонезии и ЮАР провели исследование останков взрослого человека, которого нашли во время раскопок на востоке острова Калимантан.

Его похоронили лежа на спине с согнутыми ногами. Согласно морфологическим особенностям, останки принадлежат человеку современного анатомического типа (H. sapiens) возрастом около 20 лет, пол ученым определить не удалось.

С помощью радиоуглеродного анализа археологи пришли к выводу, что индивид умер около 30 тысяч лет назад. То есть это древнейшее преднамеренное захоронение человека современного облика, обнаруженное на островах Юго-Восточной Азии.

Ученые обнаружили, что у индивида полностью отсутствуют кости левой стопы. А на левых большеберцовой и малоберцовой костях есть следы ампутации и последующего заживления.

Скорее всего, операция была проведена в детском возрасте. А после ампутации человек прожил как минимум шесть–девять лет. Более того, ученые не обнаружили никаких признаков инфекции после операции.

Ученые отметили, что доисторический хирург довольно хорошо знал свое лечебное дело и обладал достаточной квалификацией, как минимум чтобы пациент не скончался от потери крови.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.