Археологи нашли очень странную «братскую могилу» возрастом 5500 лет: чем она их удивила?

Шведские ученые бьются над загадкой неолитического захоронения

31 января 2024

Journal of Neolithic Archaeology

В центральной Швеции, в деревне Тиарп недалеко от города Фальчепинг, археологи обнаружили каменную камеру возрастом 5500 лет. Внутри оказались кости рук и ног, фрагменты ребер и зубов как минимум 12 человек, включая младенцев и пожилых людей. Но одна особенность насторожила исследователей.

Как рассказали археологи в издании Journal of Neolithic Archaeology, среди обнаруженных костей недоставало черепов, а еще некоторых костей бедер и рук. При этом гробница, по словам ученых, оставалась нетронутой со времен каменного века. Это указывает на то, что недостающие кости, похоже, были удалены в момент похорон или вскоре после. Команда пока не может определить, как умерли эти люди, но с уверенностью заявляют, что признаков насилия на костях нет.

Journal of Neolithic Archaeology

Исследователи предполагают, что недостающие кости могут быть связаны с традициями и погребальными ритуалами того времени и места, но уверенности в этом нет. Археолог из Гетеборгского университета и первый автор исследования Карл-Йоран Шегрен отмечает, что находка его команды отличается от того, что ученые обычно видят в мегалитических могилах — чаще всего в подобных гробницах отсутствуют более мелкие кости ног и рук.

Journal of Neolithic Archaeology

Сейчас исследователи намерены провести ДНК-тестирование, чтобы узнать, состояли ли носители найденных останков в родстве между собой и были ли у них какие-нибудь заболевания. Сохранность обнаруженных костей для этого подходящая. Предварительный химический анализ показал, что древние скандинавы жили в аграрном обществе и, скорее всего, занимались сельским трудом. Впрочем, это пока не объясняет отсутствия черепов в захоронении.

Любопытные открытия делают археологи и в России. Например, на юге страны недавно нашли средневековое захоронение человека и кота.