Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Алгебра гармонии: 8 деталей картины «Тайная вечеря» Сальвадора Дали

«Тайную вечерю» Сальвадор Дали счел самым подходящим сюжетом, чтобы построить картину на пропорции, которую считал ключом к мировой гармонии

25 февраля 2024

«Ядерный мистицизм», — так Сальвадор Дали назвал новую эпоху в своем творчестве, начавшуюся после Второй мировой войны. С одной стороны, художник стал живо интересоваться научным прогрессом. С другой — обратился к религии, ее догмам, символам и откровениям. И то и другое своеобразно отразилось в его творчестве.

Алгебра гармонии: 8 деталей картины «Тайная вечеря» Сальвадора Дали
Источник:

NATIONAL GALLERY OF ART, WASHINGTON DC

Сальвадор Дали, «Тайная вечеря» («Таинство последней вечери»), 1955 г.
Холст, масло.
Хранится в Национальной галерее в Вашингтоне

Для Дали наука и мистика не были взаимоисключающими вещами, наоборот, он полагал, что их соединение способно раскрыть тайны вселенной: «Я хочу увидеть и понять силу и скрытые законы вещей, чтобы получить над ними власть. У меня есть врожденное ощущение, что я владею необычайным оружием для того, чтобы проникнуть в суть реальности, — мистицизмом».

Воображение Дали занимали математические расчеты, связанные с мировой гармонией. Особенно интересовали художника принципы золотого сечения: это отношение двух неравных чисел, при котором большее относится к меньшему так же, как их сумма к большему (если это значение округлить, получится приблизительно 1,618).

С подачи Матилы Гики — румынского князя, глубоко увлеченного философией и математикой и написавшего труды о золотом сечении как универсальной основе гармонии и красоты, Дали строил на этой пропорции композицию некоторых полотен. Читал художник и трактат «О божественной пропорции» жившего в эпоху Возрождения математика Луки Пачоли, который утверждал, что золотое сечение, как соотношение трех величин, символизирует Троицу.

Неслучайно картина «Тайная вечеря», написанная Дали на ключевой евангельский сюжет, имеет форму золотого прямоугольника, длина которого относится к ширине в пропорциях золотого сечения. На над сценой за столом, отсылающей к другой, самой известной в истории живописи «Тайной вечере» Леонардо да Винчи, парит построенный с помощью золотого сечения двенадцатигранник. Ту же фигуру сам Леонардо рисовал на иллюстрации к трактату «О божественной пропорции», а философ Платон (и Лука Пачоли вслед за ним) считал отображением сути Вселенной.

Алгебра гармонии: 8 деталей картины «Тайная вечеря» Сальвадора Дали

Сальвадор Дали, «Тайная вечеря» («Таинство последней вечери»), 1955 г.

Источник:

NATIONAL GALLERY OF ART, WASHINGTON DC

1. Христос. Через фигуру проходит центральная вертикальная ось симметрии картины. За головой находится точка схода фронтальной перспективы полотна. Так же, как на росписи Леонардо, которая построена на символике числа три, соответствующего божественной Троице, голова и руки Христа выделяются в качестве вершины равнобедренного треугольника, стороны которого Дали образует тенями и складками одежды апостолов..

2. Апостолы лишены индивидуальности, их лица склонены в молитве и скрыты от зрителя, а фигуры по обе стороны от центральной вертикальной оси повторяют друг друга зеркально. Дали показывает не бытовую сцену, а символическую трактовку таинства евхаристии — образ, воплощающий божественную гармонию и симметрию.

3. Хлеб и вино. Дали показывает Тайную вечерю как ритуал, первую евхаристию. Поэтому на столе только святые дары: преломленный хлеб и вино, которые, согласно догме, пресуществляются в тело и кровь Христовы.

4. Стол. Расположив фигуры на переднем плане за длинным столом, параллельным линии горизонта, Дали повторил композицию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Творчество мастеров итальянского Возрождения Дали считал образцом. По его мнению, «именно тогда средства выразительности в живописи были изобретены раз и навсегда, с максимальными совершенством и эффективностью». Только у Дали это не стол для трапезы, а алтарь, над которым Христос творит таинство причастия перед коленопреклоненными, как на литургии, апостолами.

5. Додекаэдр. «Я хотел материализовать максимум светоносности и пифагорейской мгновенности, основанной на небесном единстве числа двенадцать: двенадцать часов в сутках — двенадцать месяцев в году — двенадцать пятиугольников додекаэдра — двенадцать знаков зодиака вокруг солнца — двенадцать апостолов вокруг Христа», — объяснял художник.

Двенадцатигранник — один из правильных многогранников, все стороны и углы которых равны; таких фигур всего пять, и их еще называют платоновыми телами. Их открытие приписывают Пифагору, но Платон описал их в трактате «Тимей», связав с четырьмя стихиями: куб соответствовал земле, пирамида — огню, октаэдр — воздуху, икосаэдр — воде.

Пятое тело, додекаэдр, соответственно, «бог определил для Вселенной и прибегнул к нему в качестве образца», как сказано в трактате. Додекаэдр связан с золотым сечением: в каждый из двенадцати составляющих его правильных пятиугольников можно вписать пентаграмму, и каждая из образующих ее прямых будет делить другую в золотой пропорции и так же относиться к любой стороне пятиугольника.

6. Пейзаж. Дали, следуя традиции Возрождения, делит картину на передний план с героями и дальний с пейзажем. Позади Христа — деревня Порт-Льигат в Каталонии, любимое место Дали, «кочующее» у него из картины в картину.

7. Лодка. Типичная деталь пейзажа Порт-Льигата недаром расположена так, чтобы просвечивать сквозь фигуру Иисуса. В христианской традиции лодка — символ спасения, а также апостольской общины, церкви и самого Христа, через которого это спасение совершается.

8. Торс. Одной рукой Иисус указывает на себя, другой — на гигантский торс в небе, который теолог Майкл Новак считает изображением Бога-Отца, ведь в Евангелии Христос говорит: «Видевший Меня видел Отца».

Золотое сечение — мифы и реальность

Матила Гика, чьи теории так впечатлили Дали, утверждал, что на золотом сечении основана древняя архитектура (начиная с эпохи пирамид) и что в живописи Ренессанса на этом соотношении строили композицию многие выдающиеся художники и до, и после публикации трактата Луки Пачоли в 1509 году.

Алгебра гармонии: 8 деталей картины «Тайная вечеря» Сальвадора Дали

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, ок. 1495-1498. Роспись темперой и маслом по сухой штукатурке. Находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане

Источник:

CHIESA DI SANTA MARIA DELLE GRAZIE, MILANO

Однако в книге Пачоли о золотом сечении не говорится как о главном эстетическом каноне изобразительного искусства. Такого указания нет и в дошедших до нас трудах древнегреческих мыслителей (в частности, Евклида, которого занимали лишь математические свойства удивительной пропорции).

И в записях, рисунках и чертежах Леонардо, дружившего с Пачоли и иллюстрировавшего его труд, тоже нет никаких бесспорных документальных подтверждений, что художник где-либо руководствовался золотым сечением как изобразительным каноном. Только в XIX веке один за другим появляются влиятельные труды, продвигающие эту пропорцию в таком качестве.

Немецкий психолог Адольф Цайзинг провозглашал золотое сечение основополагающим принципом красоты и завершенности в природе и искусстве. Его последователь Густав Теодор Фехнер с помощью опросов выяснил, что большинству людей золотой прямоугольник кажется красивее какого-либо другого. У современных ученых много вопросов к этому эксперименту, а подобные исследования, проведенные в XX веке, дали неоднозначные результаты.

Тем не менее с XIX столетия художники стали обращать на теорию золотого сечения особое внимание. Впрочем, далеко не все. Историк искусства Маргерит Невё исследовала наброски и картины известных художников, в частности Сера, Моне и Сезанна (в том числе и рентгеновские снимки полотен), чтобы проверить, использовали ли они золотое сечение. Невё пришла к выводу, что живописцы поступали проще: делили картину на восемь частей и в большинстве случаев ориентировались на приятное глазу соотношение этих частей 5:3 — получается примерно 1,667, это близко к золотому сечению, но не идентично ему.

Фото: NATIONAL GALLERY OF ART, WASHINGTON DC; CHIESA DI SANTA MARIA DELLE GRAZIE, MILANO

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, март 2024

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения