6 животных, которые первыми полетят на Луну

Без них люди на спутнике не выживут

17 января 2024Обсудить

Midjourney

Переезжать, так вместе

Все крупные космические агентства сегодня заявляют о планах по созданию станций на Луне, а затем и Марсе, для постоянного проживания там людей. На эти первые базы человек поедет не один, а повезет с собой целые экосистемы. Для адаптации, исследований, выращивания еды и других важных задач людям потребуются не только растения, но и животные. Астробиологи и планетологи уже подбирают наиболее подходящие для этой миссии виды. Первыми космическими переселенцами могут стать некоторые насекомые, морские обитатели и «медведи», только микроскопические.

В ближайшие десятилетия НАСА рассматривает вариант обосноваться на Южном полюсе спутника, где есть запасы льда, а китайские ученые — построить лунную базу в лавовых трубах. В любом случае места для обитания будут возводить так, чтобы температуры, давление, состав атмосферы и другие условия были максимально приближены к привычным для нас. Но одно из них подстроить и изменить точно не получится — это главная сила Вселенной, гравитация. И она станет самым серьезным препятствием для выживания и адаптации живых организмов на новой планете.

На Луне гравитация составляет 0,16 от земной, на Марсе — 0,37. Как будут развиваться сложные экосистемы в условиях такой пониженной силы притяжения, нам пока неизвестно. Это может сказаться, например, на развитии мышц и костей — животные не смогут нормально передвигаться.

Помощь в хозяйстве и источник белка

Поэтому лучшим выбором могли бы стать мелкие животные, считает Кристофер Маккей, планетолог из Исследовательского центра Эймса. Ученый предложил начать с мышей и некрупной водной фауны. Дэвид Кэтлинг, астробиолог из Вашингтонского университета в Сиэтле, добавил к этому списку насекомых и ракообразных, которые, по его мнению, будут более выносливыми.

Первым космическим поселениям точно придется функционировать в режиме экономии ресурсов. Согласно исследованию 2021 года, рыбы, ракообразные (например, креветки) и другие водные животные за счет существования в воде, вероятно, будут меньше ощущать изменения гравитации. При этом их можно выращивать в небольших пространствах, они производят меньше отходов, чем домашний скот на земных фермах, их проще прокормить. С 2019 года также существует Лунная программа выведения, которая разрабатывает возможности доставлять на Луну рыбную икру для разведения там рыбы. По словам ученых, если икринки переживут запуск и перелет, рыба может стать основным источником пищи с высоким содержанием белка для поселенцев.

Midjourney

Австралийские и французские исследователи предлагают разводить на инопланетных станциях насекомых: например, сверчков, которые требуют мало места и воды, но при этом тоже являются хорошим источником белка. В замкнутой экосистеме на Марсе они бы были ценными «сотрудниками», говорят эксперты: сверчки могли бы опылять растения, поддерживать состояние почвы, очищать ее от мусора. А в случае неурожая колонисты смогут съесть самих насекомых.

Ракообразных, кстати, тоже можно привлекать к поддержанию экосистем — например, создавать «огороды» без почвы на основе аквапоники.

Самые неубиваемые

Еще одни претенденты, которые уже бывали за пределами земной атмосферы и даже выжили в открытом космосе, — тихоходки, которых называют водяными медведями. Эти микроскопические беспозвоночные знамениты своими сверхспособностями: они могут выжить, кажется, в любых смертельных для других организмов условиях — они переносили экстремальные жару и холод, космическую радиацию и вакуум, высушивание и отсутствие кислорода, и продолжали буднично размножаться во время космического полета. Ученые рассчитывают, что, взяв их с собой на инопланетную базу, люди смогут научиться у крошечных «медведей» адаптации к суровым условиям.

Проверить на практике итоги этих исследований человечество, вероятно, сможет не скоро. Однако уже ясно, что братья наши меньшие будут помогать нам колонизировать новые миры.

Как на орбите Земли одновременно оказались 17 человек и какие еще рекорды люди поставили в космосе в 2023 году, читайте здесь.