На орбите, Луне и Марсе: 8 рекордов, установленных в космонавтике в 2023 году

Для этой отрасли в целом уходящий год выдался благополучным

29 декабря 2023

2023 год выдался весьма богатым на события и разного рода рекорды в области космонавтики. Под конец декабря Vokrugsveta.ru напоминает о самых выдающихся достижениях.

Craig Bailey-USA TODAY NETWORK/Sipa USA via Legion Media

• 221 орбитальный запуск ракет был осуществлен по всему миру в 2023 году (по состоянию на 29 декабря, до конца года запланированы еще два старта). 209 из них были признаны успешными. Оба этих показателя являются рекордными. Свыше 40% миссий (96 запусков) пришлись на долю компании SpaceX, которая активно выводит на орбиту аппараты своей системы спутникового интернета Starlink. На долю России пришлись 19 пусков (в «Роскосмосе» назвали все старты безаварийными), а США побили рекорд СССР по количеству запущенных одной страной за год ракет (108), установленный в 1982 году.

На орбите, Луне и Марсе: 8 рекордов, установленных в космонавтике в 2023 году

Самым зрелищным, хотя и неудачным, в уходящем году стал второй испытательный запуск сверхтяжелой ракеты-носителя Starship, которую в SpaceX разрабатывают для полетов к Луне и Марсу

SpaceX

• 370 дней 21 час и 23 минуты провел на Международной космической станции (МКС) астронавт NASA Фрэнк Рубио в ходе своего первого полета в космос. Тем самым он побил прежний рекорд непрерывного пребывания на орбите среди американских астронавтов (355 суток). Больше в космосе непрерывно находились только российские космонавты Валерий Поляков (почти 438 суток) и Сергей Авдеев (380 суток), летавшие на станцию «Мир». Одинаковое с Рубио время на орбите провели космонавты «Роскосмоса» Дмитрий Петелин и Сергей Прокопьев. Причиной продления их миссии стало повреждение корабля «Союз МС-22», на котором все трое прибыли на МКС и должны были вернуться на Землю.

Фрэнк Рубио во время пребывания на МКС

NASA/Warren Hoburg
  • 705 метров пролетел марсианский вертолет Ingenuity («Находчивость») во время своего 69-го по счету полета, состоявшегося 20 декабря. Это максимальное расстояние, преодоленное аппаратом за один полет. В 2023 году Ingenuity также побил собственные рекорды скорости (10 м/с) и высоты полета (24 метра) в чрезвычайно разреженной марсианской атмосфере. Изначально в NASA рассчитывали, что Ingenuity совершит несколько тестовых полетов для демонстрации своих возможностей, но затем его миссия была бессрочно продлена.

С помощью вертолета Ingenuity специалисты на Земле осуществляют съемку марсианской поверхности для планирования маршрутов марсохода Perseverance. С 2021 года аппарат пролетел в общей сложности 16,7 километра

NASA/JPL-Caltech

• В 19-й раз компания SpaceX использовала одну и ту же первую ступень ракеты-носителя Falcon 9. Ускоритель B1058 успешно выполнил очередную миссию и совершил посадку на плавучую платформу в Атлантическом океане 23 декабря, но по пути в порт оторвался от креплений во время сильного шторма и опрокинулся. Свой первый полет эта ступень совершила в мае 2020 года во время первого пилотируемого запуска корабля Crew Dragon.

На орбите, Луне и Марсе: 8 рекордов, установленных в космонавтике в 2023 году

Поврежденная ступень B1058. Изначально в SpaceX намеревались использовать первые ступени ракеты Falcon 9 до 10 раз, но затем они были сертифицированы для 15-ти, а следом — и для 20-ти полетов. Сегодня у компании есть две ступени, летавшие в космос по 17 раз

@planetdeimos/Sean Cannon

• 17 человек одновременно оказались на земной орбите 30 мая 2023 года, такого «столпотворения» в космосе еще не было. В этот день шесть членов экипажа находились на борту китайской космической станции «Тяньгун», а еще 11 астронавтов и космонавтов, включая четырех туристов, — на борту МКС.

На орбите, Луне и Марсе: 8 рекордов, установленных в космонавтике в 2023 году

Китайская космическая станция «Тяньгун»

China Manned Space Agency

• Впервые космический аппарат совершил посадку в районе Южного полюса Луны. Этим аппаратом могла стать российская межпланетная станция «Луна-25», но 19 августа она потерпела крушение при посадке. 23 августа недалеко от полюса благополучно сел модуль «Викрам» индийской миссии «Чандраян-3». Так Индия стала четвертой страной после СССР, США и Китая, которой удалось мягко прилунить свой исследовательский аппарат.

На орбите, Луне и Марсе: 8 рекордов, установленных в космонавтике в 2023 году

Модуль «Викрам» на поверхности Луны. Фото сделано камерой лунохода «Прагъян»

ISRO, GODL-India, via Wikimedia Commons

• 635 266 км/ч составила в сентябре 2023 года скорость американского исследовательского зонда «Паркер», разработанного NASA для изучения Солнца. Это абсолютный рекорд скорости среди всех созданных на Земле космических аппаратов. Осенью 2023 года «Паркер» обновил и собственный рекорд сближения с Солнцем — минимальное расстояние между аппаратом и поверхностью нашей звезды составило 7,26 млн км. Превзойти оба этих достижения зонд должен в конце 2024 года.

NASA/Johns Hopkins APL/Steve Gribben

• 9,2 тонны весил телекоммуникационный спутник EchoStar 24, запущенный в июле 2023 года при помощи ракеты-носителя Falcon Heavy, это самый тяжелый в истории аппарат, выведенный на геостационарную орбиту Земли.