500 кандидатов — и ни одного достойного: как проходит кастинг на вакансию Плутона

Астрономам не дает покоя точное количество планет в Солнечной системе

2 августа 2022
Art Directors & TRIP / Alamy

Казалось бы, ученые исследовали каждый уголок нашей Солнечной системы, зоркое око телескопов особенно внимательно изучило все, что близко Солнцу. Но на самом краю Солнечной системы все же осталась «серая зона», где, по мнению исследователей, могут таиться неизведанные темные миры.

Астрономы не раз задавались вопросом о существовании планет, которые могли бы «прятаться» на обочине Солнечной системы. Ранее испанские ученые сообщили, что за Плутоном могут скрываться еще две планеты.

Сейчас мощная оптика позволяет поймать в прицел даже небольшие астероиды, не говоря уже о целых планетах. Но все же ученые подозревают присутствие некого крупного объекта в Солнечной системе, чья гравитационная сила определенным образом воздействует на орбиты других планет.

Загадочный объект гипотетически может занять почетное девятое место Солнечной системы после того, как Плутон лишился звания планеты в 2006 году. Таинственное небесное тело в пять раз тяжелее Земли, а его орбитальное расстояние составляет от нескольких сотен до тысячи астрономических единиц. Другими словами, невидимка довольно мала и расположена на приличном от нас расстоянии, что делает ее изучение довольно проблематичным.

Плутон. С 2006 года его считают карликовой планетой и крупнейшим объектом пояса Койпера.
Irina Dmitrienko / Alamy

Найти девятую планету можно лишь по слабому инфракрасному свечению, но и это практически невыполнимая задача, так как планета не выделяет тепла, плюс ко всему ее вращение настолько медленное, что его можно и вовсе не заметить с помощью традиционных методов вычисления.

Поэтому команда исследователей использовала два инфракрасных телескопа: один с астрономического спутника (IRAS) и другой с космического телескопа AKARI. Наблюдения были сделаны с разницей более чем в двадцать лет — для любой планеты этого времени будет достаточно, чтобы переместиться из одной части неба в другую.

Удивительно, но астрономы нашли более 500 кандидатов в планеты. Судя по энергетическому распределению их спектров, большинство из них имели орбитальные расстояния менее 1000 астрономических единиц. Когда ученые перебрали инфракрасные сигнатуры вручную, ни одна из них не подошла под описание планеты. Большинство из них находились либо внутри, либо вблизи слабой туманности с интегрированным потоком, также известной как галактические перистые облака.

Таки образом, все кандидаты оказались всего лишь отголосками слабой туманности, а надежды ученых найти еще одну планеты пока не увенчались успехами.

Международная астрономическая ассоциация дала определение планеты Солнечной системы в 2006 году. Такие тела должны:

• вращаться вокруг Солнца;

• обладать достаточной массой для сохранения гидростатического равновесия;

• освободить окружающее пространство от других объектов сходного размера (кроме спутников).

Именно последний пункт лишил Плутона его статуса планеты — он находился на одной орбите с рядом других небесных тел в поясе Койпера.

Подробнее о поисках девятой планеты читайте в интервью «Вокруг света» с астрофизиком Константином Батыгиным.

По материалам статьи, опубликованной на портале Universe Today.