Под метановыми облаками: астрономы объяснили, почему Уран и Нептун разного цвета

Похожие планеты выглядят для наблюдателя по-разному

3 июня 2022
Уран. Снимок «Вояджера-2»
NASA Image Collection / Alamy

Международная команда астрономов, изучая туман и облака на Нептуне и Уране, неожиданным бонусом выяснила, почему две очень похожие планеты со схожей атмосферой отличаются по цвету. Оказалось, что без дымки планеты могли бы выглядеть одинаково.

У двух соседей, объясняют специалисты, много общего — схожие характеристики массы, атмосферы и размеров. При этом они имеют разные оттенки синего: Нептун голубее Урана.

Сотрудники Оксфордского университета совместно с другими британскими коллегами, а также учеными из США и Испании использовали для исследования данные трех мощных телескопов: космического «Хаббла», инфракрасного телескопа НАСА и наземного «Джемини» на Гавайях. Наблюдения за Нептуном и Ураном легли в основу модели, которая описала строение атмосфер планет и их аэрозольных слоев.

«Это первая модель, которая одновременно соответствует наблюдениям за отраженным солнечным светом от ультрафиолетового до ближнего инфракрасного диапазона. И также первое объяснение разницы в видимых цветах между Ураном и Нептуном».

Нептун. Снимок «Вояджера-2»
Science History Images / Alamy

На модели видны три туманных слоя атмосферы у каждой планеты. Они расположены друг за другом на разных высотах. Согласно описанию авторов исследования, метан конденсируется на обеих планетах в среднем слое, образует лед на частицах тумана, которые быстро увеличиваются и выпадают в виде метанового снега. Падая на более низкие теплые уровни, метан снова испаряется, высвобождая частицы дымки, чем пополняет глубокий нижний слой облаков.

Но атмосфера Нептуна более подвижная и турбулентная, поэтому активнее производит метановые осадки и отправляет их вниз. За счет этого средние и верхние слои дымки становятся тоньше. По выводам ученых, именно это истончение аэрозольных слоев над уровнем конденсации метана делает цвет Нептуна более темным, насыщенным.

Атмосферу Урана ученые характеризуют как застойную, менее активную. Поэтому он плотнее покрыт слоем дымки и облаков в верхних слоях, из-за чего его природный голубой цвет выглядит белесым, более светлым.

Обнаружение более глубокого слоя метановых облаков на планетах также позволило ученым предположить, что этим объясняются иногда наблюдаемые из космоса темные пятна — чаще на Нептуне, изредка на Уране. Так, Большое темное пятно Нептуна впервые зафиксировал в 1989 году космический зонд «Вояджер-2».