1,7 млрд столкновений в секунду: каких ответов физики ждут от обновленного коллайдера

Ученые готовятся запустить гигантский ускоритель частиц после нескольких лет простоя

22 апреля 2022
Pascal Boegli / Alamy

Европейская организация ядерных исследований (ЦЕРН) готовится запустить модернизированный и улучшенный Большой адронный коллайдер, который на три года приостанавливал свою работу для обслуживания, а затем из-за пандемии. Физики рассчитывают получить от новых экспериментов революционные данные, пишет Live Science.

Запуск гигантского ускорителя глубоко под землей — не быстрая процедура. В течение месяца ученые будут проверять, не случилось ли усадки, как заработают тысячи магнитов, которые должны собирать миллиарды частиц в пучок внутри коллайдера, и другие нюансы.

Когда, по словам экспертов, они убедятся, что «система работает слаженно как оркестр», можно будет начинать исследования. Предположительно, это случится в июне.

Усовершенствованный БАК стал мощнее, он сможет разгонять частицы до еще бОльших энергий: предыдущий предел был 6,5 ТэВ, теперь это значение выросло до 6,8 ТэВ. А значит, атомы будут чаще сталкиваться друг с другом. Это позволит увидеть новые типы частиц.

Например, физики рассчитывают, наконец, найти «правосторонние» нейтрино, которые теоретически должны существовать. Большинство известных частиц бывают лево- и правосторонними, в зависимости от того, как они двигаются. Однако до сих пор все обнаруженные нейтрино — «левши».

С помощью новых экстремально высоких энергий ускорителя эксперты попытаются доказать существование темной материи. Как предполагают в теории, она обладает гравитацией, не взаимодействует со светом, и, возможно, из нее состоит значительная часть нашей Вселенной.

Новый этап испытаний БАК приблизит ученых к ответу на вопрос, почему Вселенная вообще существует. Считается, что в момент Большого взрыва одновременно образовались материя и антиматерия. Теоретически они должны были взаимно уничтожиться при контакте, но наш материальный мир все еще есть.

В ЦЕРН отмечают, что коллайдер будет производить 1,7 миллиарда столкновений в секунду — такой объем данных невозможно сохранить. Поэтому оборудование настроили на отбор только самых интересных событий для дальнейшего изучения. Планируется, что этот запуск продлится до 2025 года.