Славный счет потерь: 8 животных, которые избавились от лишних органов благодаря эволюции

Практика показывает, что некоторые организмы могут обойтись без желудка, ануса или рта

Избавляться от ненужного — бесценный навык, позволяющий освободить в жизни достойное место для того немногого, что действительно имеет значение. Природа освоила этот трюк сотни миллионов лет назад: в ходе эволюции многие животные утратили органы, которые стали для них бесполезны, а иногда и просто вредны.

Ламантин: задние конечности

Это морское млекопитающее приходится куда более близким родственником слону, чем, к примеру, киту или тюленю. Так что переход к водному образу жизни ламантин уж точно прошел самостоятельно и, надо сказать, достиг в этом полного совершенства.

IMAGO / ТАСС

Даже у кита есть в скелете рудименты задних конечностей, а вот ламантин избавился от них полностью. Насколько это помогло ему в эволюции, вопрос открытый: если верить Красной книге, ламантины относятся к «уязвимым» видам, что по нынешним временам сравнительно неплохо. Но вот их близкие родственники стеллеровы коровы вымерли полностью. Не все проблемы в жизни можно решить, избавляясь от ненужного.

Пингвин: вкусовые рецепторы

Считается, что животные способны различать пять вкусов: соленый, кислый, сладкий, умами (вкус белка) и горький. Причем в последнюю вкусовую категорию попадают сразу десятки групп веществ, обычно ядовитых, с соответствующим рецептором к каждому. Разные группы животных утрачивали те рецепторы, которые им не слишком нужны. К примеру, акулы обходятся вкусом умами, потому что ничего сладкого или кисленького этим бедолагам к столу на подают.

AFP /EAST NEWS

Но рекордсменом следует признать пингвина: он утратил все вкусовые рецепторы (кроме кислого и соленого, но это по существу и не настоящие рецепторы, а довольно примитивные химические датчики кислотности и «ионной силы»). Причина проста: пингвин питается только рыбой, причем заглатывает ее целиком. А кроме рыбы, в местах обитания пингвина просто нет ничего, что стоит хотя бы раз в жизни попробовать.

Рифтия: рот

Рифтия, или гигантский трубчатый червь, — новичок в зоологических справочниках: это существо открыли только в 1977 году во время глубоководных исследований в районе Галапагосского рифтового разлома.

Public Domain

У рифтии вообще нет необходимости в питании: она существует за счет химической энергии газов, сочащихся через трещины в океанском дне, и из них же синтезирует необходимые для роста вещества. Точнее, это делает не сама рифтия, а бактерии, которыми червь в раннем детстве «заражается» из окружающей воды. После этого вся передняя часть пищеварительной системы превращается в трофосому — мешок с бактериями, составляющими до половины веса животного.

Способ питания за счет химической энергии земных недр — вероятно, древнейший на планете, однако сама рифтия вовсе не старожил: по данным генетиков, этому виду не больше 60 млн лет, и он даже не застал на земле динозавров.

Утконос: желудок

Потерять желудок — нечастое событие в жизни позвоночных. Такой казус случился лишь с некоторыми рыбами, а из млекопитающих — только с этим экзотичным обитателем Австралии, да еще с его родственницей ехидной.

DAVE WATTS / NATUREPL.COM / LEGION MEDIA

Что же стряслось с утконосом? Дело в том, что желудок нам нужен для первой фазы переваривания пищи, которая происходит в кислой среде. Все пищеварительные ферменты, действующие в желудке, способны работать только при экстремальной кислотности. К несчастью, основная пища утконоса — придонные ракообразные и моллюски, панцири которых содержат много карбоната кальция.

Считается, что именно в этом главный резон избавиться от желудка: все равно ведь карбонат кальция нейтрализовал бы кислую среду и сделал желудок бесполезным. Чтобы отрезать пути к отступлению, утконос избавился и от генов пищеварительных ферментов. Теперь, даже если он передумает и разовьет у себя новый желудок, проку и радости ему от этого будет мало.

Морская звезда: анус

Раз уж мы обсудили два таких ключевых компонента пищеварительной системы, как рот и желудок, надо для завершения картины упомянуть и еще один — тоже, как выясняется, не такой уж незаменимый. У морской звезды рот есть, а вот выходное отверстие напрочь отсутствует.

Bernard Bialourucki / Getty Images

Морская звезда, как и мы с вами, в отличие от моллюсков или членистоногих, относится к вторичноротым. В наших организмах на том месте, где у недельного зародыша был «рот» — бластопор, — формируется то, что Михаил Бахтин называл «телесным низом», а голова и настоящий рот вырастают в другом месте. Тем не менее и у нас, и у большинства наших вторичноротых братьев этот самый «низ» выполняет важную и полезную функцию. Лишь морская звезда решилась отказаться от этой принадлежности: непереваренные остатки она удаляет через рот, просто выворачивая наружу желудок. Кроме попы, у морской звезды нет мозга, но это уже другая история.

Кит белуха: спинной плавник

Большинству китов комфортно в холодных арктических и антарктических водах, однако почти все они избегают сплошных ледяных полей. Только три вида чувствуют себя подо льдом как дома: занесенные в Красную книгу гренландский кит и нарвал, а также белуха, сравнительно благополучный обитатель Российской Арктики.

Hiroya Minakuchi / Minden Pictures / FOTODOM

Все эти киты утратили в ходе эволюции спинной плавник: он сильно мешал бы им маневрировать подо льдом, где они проводят много времени. Для дыхания белуха использует трещины во льду или полыньи, о которых она специально заботится, предохраняя от замерзания, причем одну полынью от другой может отделять расстояние в несколько километров. Белуха — участник программы Российского географического общества по сохранению редких видов.

Проект РГО

РГО

Хотя белуха считается не исчезающим, а всего лишь «уязвимым» видом, она, как и все киты, нуждается в охране. А поскольку это самый распространенный кит Российской Арктики, на Россию здесь ложится особая ответственность. Именно поэтому с 2010 года РГО поддерживает проект «Белуха — белый кит», в рамках которого изучаются популяции белух в Белом и Охотском морях, то есть на двух крайних и наиболее оживленных отрезках Северного морского пути.

По словам Алексея Книжникова, руководителя программы по экологической политике ТЭК одной природоохранной организации, развитие СМП и удлинение периода судоходства несет потенциальную угрозу китам: «Мы ищем пути снижения конфликтов судоходства с морскими млекопитающими. Это могут быть, например, даже прямые столкновения китов с судами.

Есть и менее очевидные проблемы — например, растущие шумы от судоходства, тоже оказывающие негативное воздействие. Пока наша рекомендация такова: если нет возможности уводить активное судоходство из наиболее важных мест обитания в ответственные сезоны, то хотя бы ограничивать скорость». Именно выявление этих мест обитания, путей миграции и критических сезонов — главная цель поддерживаемого РГО проекта.

Антарктический комар: крылья

Насекомые нередко отказываются от крыльев, когда те им не нужны. Но больше всего славы это решение принесло антарктическому комару Belgica antarctica: благодаря ему комар стал самым крупным полностью сухопутным животным континента, притом что в длину он примерно полсантиметра.

Richard E. Lee Jr.

Ничью кровь комар не сосет, ограничиваясь растительной пищей, хотя личинки нередко населяют птичьи гнезда. Интересно, что этот обитатель Антарктиды не так уж и любит холод: температура ниже −10 °С для него губительна, и он прячется от мороза в почве. Отказ от крыльев защищает комара от страшной угрозы: если ты не летаешь, ветер не унесет тебя от этой спасительной почвы в ледяные пустыни или в открытый океан.

Человек: волосы на теле

Главное отличие человека от обезьяны — способность к высоким взлетам духа, но обезьянам этого не постичь: для них мы просто безволосые родственники с непредсказуемо скверным характером.

По современным гипотезам, наша безволосость никак не связана с духовным и умственным ростом, зато непосредственно следует из другого, значительно менее известного преимущества нашего вида — небывалой среди приматов, да и многих других зверей, способностью к бегу на длинные дистанции. Этот навык требовал жертв: необходимость охлаждать тело вызвала развитие потовых желез, а также утрату большей части волосяного покрова, что облегчило испарение пота. Потребность в эффективном охлаждении привела к тому же результату и других крупных млекопитающих, например слонов и носорогов.

ФОТО: IMAGO / ТАСС, AFP /EAST NEWS; GETTY IMAGES (2); DAVE WATTS / NATUREPL.COM / LEGION MEDIA, HIROYA MINAKUCHI / MINDEN PICTURES / FOTODOM;

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, февраль 2021, частично обновлен в декабре 2023