29 марта 2020

Описания многих исследований звучат забавно, но «Вокруг света» сумел найти в них серьезную научную основу.

Правши морей

Кричащие растения, скачущие крокодилы и другие новые открытия

Что сделано? Американские зоологи подсчитали, в какую сторону дельфины поворачивают чаще.

Зачем это сделано? Чтобы схватить добычу со дна, дельфины закладывают вираж. Ученые наблюдали за афалинами, живущими возле Багамских островов, и подсчитали, что больше 99% поворотов те совершают налево. Это позволяет «видеть» жертву по правой стороне тела и свидетельствует об асимметрии мозга. «Правшей» среди дельфинов оказалось даже больше, чем среди людей: из почти 30 изученных животных в обратную сторону поворачивал лишь один.

Красота в глазах

Кричащие растения, скачущие крокодилы и другие новые открытия

Что сделано? Ученые из Британии и Африки показали мухам фиолетово-синие ткани.

Зачем это сделано? Глаза мух содержат пять типов пигментов. Исходя из пиков поглощения этих молекул, ученые определили оттенок, на который мушиные рецепторы реагируют особенно интенсивно. Таким цветом покрасили тканевые ловушки для цеце. Такие ловушки привлекли в 1,5–1,8 раза больше мух, чем традиционные, черные или синие.

О чем кричат помидоры

Кричащие растения, скачущие крокодилы и другие новые открытия

Что сделано? Израильские биологи записали «вопли» растений.

Зачем это сделано? Микрофоны, установленные возле кустов томата и табака, зафиксировали акустические сигналы, которые растения издавали при пересыхании почвы или подрезании стебля. «Вскрикивали» они раз в несколько минут (томат чаще, чем табак) на частоте около 50 кГц. Ученые предполагают, что ультразвуковые сигналы могут быть ответом на стресс, позволяя растениям отпугивать одних насекомых, привлекать других или предупреждать соседей об угрозе.

А в это время...

Немецкие медики показали, что за время долгих экспедиций у полярников уменьшаются структуры мозга, участвующие в работе памяти и эмоций. Британские биологи обнаружили, что многие виды крокодилов могут двигаться быстрым галопом с отрывом конечностей от опоры. Американские генетики получили ГМ-мышей, способных потреблять вино и пиво, но не переносящих крепкий алкоголь.

Фото: ALAMY (X2), SPL / LEGION-MEDIA