Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Слово главного редактора: об аэрофобии

1 августа 2019Обсудить
Слово главного редактора: об аэрофобии
Понятие «аэрофобия» не из области авиации. Это медицинский термин

Что-то сердце сильно стучит, заметно. Будто в уши отдает. Руки потеют, живот крутит — видимо, от слишком туго затянутого ремня. У приближающейся стюардессы вид какой-то тревожный, надо спросить, в чем дело. И что это за странный звук слева?

Стоп. У меня что, аэрофобия? Это же смешно. Уже лет пятнадцать кряду я совершаю десятки перелетов в год и ни капельки не боюсь. Я и сам какой-никакой пилот, у меня действующая парапланерная лицензия. Что же случилось? Меня взволновала статья, которую я прочитал накануне. В ней говорилось, что современные летчики в массе своей разучились летать, то есть управлять самолетом вручную, без помощи автопилота. К началу двухтысячных производители авиалайнеров взяли курс на максимальную автоматизацию. Бортовые компьютеры стали контролировать все этапы полета от взлета до посадки. Современным пилотам не рекомендовано лишний раз выключать электронных помощников, а тренировкам «в ручном режиме» отводится совсем мало часов. Вспоминаю заметки о крупных авиакатастрофах последних лет: самая частая причина аварии — ошибка в пилотировании. Сижу и гадаю: кто там за запертой дверью впереди, насколько он хорош?

Ловлю себя на двойных стандартах. В спорах о беспилотных автомобилях я первым требую выгнать человека из-за руля. Электронный мозг быстрее анализирует ситуацию и принимает решения. Датчики и камеры смотрят во все стороны сразу. Робот не переутомляется на работе и не балуется спиртным. В условиях формализованного правилами уличного движения машина однозначно лучше человека, поэтому «беспилотная революция» обязательно свершится.

А в авиации она свершилась двадцать лет назад со статистически заметным победным результатом: к примеру, если за десять лет, с 1962-го по 1971-й, на сто миллионов пассажиров приходилось 133 погибших, то в декаде с 2002-го по 2011-й — лишь двое. Так что делаю глубокий вдох, чуть расслабляю ремень — и лечу спокойно.

Вашими рецептами борьбы с аэрофобией всегда стоит поделиться по адресу: glavred@vokrugsveta.ru

Фото: SPL / LEGION-MEDIA

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2019

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения