Тогда же в Германии сформулировали клеточную теорию, в России Лермонтов написал «Героя нашего времени», а в США вошло в моду словечко «о’кей».

Начали исследовать «Афины древних майя»

Гондурас

Фото №1 - 180 лет назад... Появилось искусство фотографии
Скульптура из «Акрополя» в Копане

Так прозвали за внушительную архитектуру городище Копан — древнюю столицу одного из государств цивилизации майя. В 1839 году руины города, упомянутые еще конкистадорами, нашли путешественники Джон Ллойд Стивенс и Фредерик Кэтервуд. Они выкупили этот участок у местного фермера за 50 долларов и начали зарисовывать и описывать находки. В наши дни Копан — объект всемирного наследия ЮНЕСКО, при нем работает музей скульптуры майя.

Появилось искусство фотографии

Париж, Франция

Фото №2 - 180 лет назад... Появилось искусство фотографии
Одна из первых дагеротипных камер. 1839 год

Днем рождения фотографии условно считается 7 января 1839 года, когда на заседании Парижской академии наук ученому сообществу был представлен метод дагеротипии (изображение с помощью камеры-обскуры проецируют на светочувствительную металлическую пластину, проявляют и фиксируют). Технологию изобретатель Луи Дагер назвал в честь себя.

Поставили первую оперу Джузеппе Верди

Милан, Италия

Фото №3 - 180 лет назад... Появилось искусство фотографии

Она называлась «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», действие происходило в средневековой Италии. Премьера состоялась 17 ноября 1839 года в театре Ла Скала и имела большой успех. За всю жизнь композитор написал 26 опер.

Доказали, что все живое состоит из клеток

Берлин, Германия

Фото №4 - 180 лет назад... Появилось искусство фотографии
Иллюстрация из труда Теодора Шванна

Клетки растений разглядели в микроскоп еще в XVII веке. Однако теорию, что из этих структурных единиц состоят все живые организмы, лишь в 1838– 1839 годах сформулировал немецкий ученый Теодор Шванн. Он изложил ее в труде «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений».

Построили первую в мире коммерческую линию электрического телеграфа

Лондон, Уэст-Дрейтон, Великобритания

Фото №5 - 180 лет назад... Появилось искусство фотографии
Телеграф Кука и Уитстона, использовавшийся на линии Паддингтон — Уэст-Дрейтон

В 1830-е годы изобретатели разных стран конструировали электромагнитные телеграфы, способные передавать информацию на расстоянии нескольких километров. «Викторианский интернет» начали внедрять для общественного использования с 1839 года, когда телеграфное сообщение наладили на недавно открытом участке железной дороги между лондонской станцией Паддингтон и станцией Уэст-Дрейтон.

Построили первую в Нидерландах железнодорожную линию

Амстердам, Харлем, Нидерланды

Фото №6 - 180 лет назад... Появилось искусство фотографии

Она соединяла города Амстердам и Харлем. Поезд преодолевал расстояние в 16 км за полчаса, вызывая недовольство пассажиров тем, что едет слишком быстро и слишком громко.

Родился Николай Пржевальский

Смоленская область, Россия

Фото №7 - 180 лет назад... Появилось искусство фотографии
Николай Пржевальский. Фото 1860 года

Будущий знаменитый исследователь Центральной Азии появился на свет в родовом имении матери в селе Кимборове Смоленской губернии. «Рос я в деревне дикарем, воспитание было самое спартанское», — вспоминал впоследствии Пржевальский.

Михаил Лермонтов создавал «Героя нашего времени»

Преимущественно Санкт-Петербург, Россия

Фото №8 - 180 лет назад... Появилось искусство фотографии
Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация Михаила Врубеля. 1890–1891 годы

Писатель работал над первым в русской прозе психологическим романом с 1837 по 1840 год. Сначала Лермонтов собирался назвать книгу «Один из героев начала века».

Слово года

О’КЕЙ

Бостон, США

По основной версии, аббревиатура OK изначально расшифровывалась как oll korrect — написанная с ошибками английская фраза all correct , «все правильно». Мода на такой сленг и сокращения вроде нынешних OMG или LOL появилась в американской прессе в 1830-е годы. Насколько известно, впервые слово OK употребили в печати 23 марта 1839 года в газете Boston Morning Post .

Фото: DIOMEDIA (X3), ALAMY (X4) / LEGION-MEDIA

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь 2019 г.