Они живут высоко в горах и глубоко в ущельях, избегая общения с чужаками. Они рассчитывают только на себя и не устают доказывать это окружающему миру. Они вообще не устают: индейцы тараумара — самые выносливые бегуны в мире.
КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ
Тараумара
Индейский народ, сосредоточенный на северо-западе Мексики. Численность — около 120 000 человек. Большинство проживает в штате Чиуауа, в районе Медного каньона в горах Сьерра-Тараумара (Западная Сьерра-Мадре).
Самоназвание народа — рарамури (rarámuri) — означает «бегущие ноги». Оно связано с особой способностью представителей племени бегать на длинные дистанции. В испанском языке конкистадоров «рарамури» деформировалось в слово «тараумара».
Их религия синкретична. Например, в Великом Отце Оноруаме слились черты христианского Бога и бога солнца. Его жена, Великая Мать-Луна Иеруаме, ассоциируется с Девой Марией.
ГЕРОЙ
Мартин Чавес Рамирес*
Губернатор четырех индейских народов мексиканского штата Чиуауа: тараумара, тепеуан, пима и гуарихио.
Родился в 1972 году в муниципалитете Гуачочи. Старший из 13 братьев и сестер в семье.
С 27 лет живет и работает в городе Чиуауа.
Читает лекции в школах, преподает язык рарамури в университетах Чиуауа, переводит книги о культуре своего народа.
Поэт, музыкант. Артистический псевдоним — Мартин Макауи (Makawi значит «голубь»). По словам Мартина, он получил это имя во сне от индейца племени дакота из США.
* Биографические данные приведены по состоянию на 2016 год
«Европейцы пришли, чтобы забрать нашу землю»
Я прошу разрешения у своего Бога поделиться этими мыслями. С твоего позволения, Великий Отец, я хочу рассказать о своем народе, проживающем в Чиуауа, и пусть слова, напечатанные на бумаге, позволят всему миру узнать о рарамури.
Наш народ обычно избегает общения с белыми людьми. Тому есть исторические причины: европейцы пришли, чтобы забрать нашу землю. Мы привыкли, что белый человек всегда забирает то, что принадлежит нам. Рарамури не доверяют белым и метисам. Они верят, что всех чабочи (нерарамури) создал дьявол.
В нашей культуре не принято сразу вступать в разговор с чужаком. Чтобы общаться, необходимо достичь духовного контакта. А для этого требуется время: сначала мы молчаливо изучаем и постигаем друг друга и только потом, когда наше сердце открывается навстречу чужаку, мы спрашиваем, кто он, откуда и зачем приехал.
Рарамури живут в горах, в труднодоступных районах, многие — до сих пор в пещерах. Я тоже родился и жил в пещере вместе с родителями, хотя в то время имелись и инструменты, и строительные материалы. Возможно, это было по привычке или просто потому, что пещера лучше защищала от холода, в ней можно было держать в тепле мелкий скот. И сейчас, когда рождаются ягнята, люди уходят в пещеры, чтобы заботиться о них там.
«Уважение к природе — наша философия»
Я помню, мой отец первым в деревне построил дом из глины, смешанной с соломой. Люди приходили смотреть, как отец работает, как кроет крышу соломой, а потом начали по его примеру строить такие жилища. А кто-то стал складывать дома из бревен, небольшие, на одну комнату. У меня сейчас обычное муниципальное жилье в районе Сан-Рафаэль. Там много заброшенных домов, которые были построены правительством для рарамури, — люди отказались в них селиться, потому что это далеко от их родных мест и природы.
Мы часть природы, и все, что нас окружает, является частью нас самих. Уважение к природе — наша философия, которую мы стараемся передать детям. Любое животное или растение — наши проводники в этом мире. Они могут нас чувствовать, учить и вести за собой. Они нас лечат, кормят, с нами разговаривают, нас слушают.
У нас есть священные животные, например олень, кролик, белка, рыба. Рыбы и лягушки помогают нам с водой, вызывая ее. Когда они уходят, приходит засуха. И это большая проблема. Живые существа дают нам понять, что мы делаем неправильно. Они помогают нам установить связь с Богом.
Мы, рарамури, постоянно обращаемся к Богу в ритуалах, песнях и танцах. Танец для нас как молитва. Самый древний и важный танец — юмаре. Он появился, когда у нас еще не было скрипки и гитары. Мы танцуем его под аккомпанемент древних инструментов, которые можно сделать своими руками, отыскав материалы в горах.
Наш основной традиционный инструмент чапареке делается из полой палки и трех струн. А барабаны мы с древности обтягивали шкурой оленя. Во время исполнения юмаре запрещено разговаривать, смеяться, дотрагиваться друг до друга. Потому что это священный танец. Он до сих пор исполняется во всех поселениях рарамури.
«Рарамури по своей природе бегуны»
Наша молодежь уже не понимает смысла многих традиций, но есть одна, которую поддерживает и стар и млад по внутренней потребности, по зову крови. Рарамури по своей природе бегуны. Мы очень много двигаемся, ходим, бегаем по горам, спускаемся, поднимаемся, от одного селения или ранчо к другому — много километров. Нас никто не заставляет, это ритм, которого требует наша сущность. Рарамури называют лучшими в мире бегунами. И это правда. Но «лучшие» значит не быстрые, а выносливые.
Рарамури может бежать без перерыва и отдыха и сутки, и трое суток. Он способен преодолеть, почти не останавливаясь, 300 километров. У нас проходят ежегодные большие соревнования, но чаще устраиваются гонки между соседними деревнями. В каждом поселении есть свои команды — мужская и женская. Соревнования мужчин называются рарахипури. Участники бегут, пиная деревянный шарик размером с яблоко — он делается из сосны, дуба или земляничного дерева. А женщины бегут с палочкой и обручем или с двумя соединенными между собой обручами, их соревнование называется ариуета.
Мы, рарамури, бегаем по горным каменистым тропам или босиком, или в наших традиционных сандалиях уарачес, которые мы делаем сами. Для изготовления подошвы мы часто берем резину от старых шин, а тесемки делаем из кожи теленка или оленя. Рарамури не используют никакой специальной обуви для бега, но бегают намного лучше белых людей в кроссовках.
Наш бег не просто спорт — это священный ритуал. Мы устраиваем гонки, чтобы поблагодарить Бога за то, что он дал нам в течение года или всей жизни.
Мы бежим, выкрикивая разные слова, которыми подбадриваем бегущих рядом, оживляем всю землю вокруг и веселим Бога. Это нужно для того, чтобы жизнь была радостной, а не грустной. И чтобы все бегущие понимали, зачем они это делают. Зачем бегут, зачем живут.
В дни соревнований, как и во время других больших и маленьких праздников, рарамури устраивают тесгуинады — посиделки, на которых пьют священный напиток тесгуино. Он делается из кукурузных зерен, перемолотых, сваренных и настоянных с разными травами в течение двух-трех дней в специальном котле.
Этот напиток много значит в нашей культуре. Как в вашей церкви используют вино, так в нашей церкви мы используем тесгуино. Когда рождается ребенок или когда мы возносим почести умершим, на алтарь ставится сосуд с этим священным напитком. И все присутствующие делают несколько глотков — мужчины три, женщины четыре.
«Жизнь и смерть — это две судьбы»
Мы верим, что мужчина обладает тремя душами, а женщина четырьмя. Так распорядился наш Бог Оноруаме. Мужчина всего лишь добывает пропитание — выращивает маис, охотится, работает. Поэтому у него только три души. А женщина дает нам жизнь, носит во чреве ребенка, питает его и находится рядом с ним всю жизнь. Поэтому у нее четыре души. Она производит на свет мужчину, создает его. И еще много чего может дать женщина. И в жизни, и после смерти.
Жизнь и смерть — это две судьбы. Первую человек получает, приходя в этот мир, вторую — возвращаясь в другой. Это два разных мира. И в каждом из них ты можешь сделать что-то для своего народа. Например, я сейчас нахожусь здесь, в этом мире, и пытаюсь донести до своего народа какие-то знания, которые ему необходимы. Затем я оставлю этот мир и уйду в другой. Какой он, я пока не знаю. Знаю только, что и там у меня будет предназначение.
Когда человек переходит из одного мира в другой, мы проводим несколько торжеств — три, если это мужчина, и четыре, если женщина. Так мы прощаемся с умершим и даем ему напутствие. Также просим его не вредить нам в другом мире, а действовать для нашего блага. Рарамури верят, что, когда все души умершего гаснут, в небе загораются новые звезды. Каждая звезда — душа рарамури.
ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Мексика, штат Чиуауа
Площадь Мексики: 1 964 375 км2 (13-е место в мире)
Население: ~ 129 875 000 чел. (10-е место)
Плотность населения: 61 чел/км2 (142-е место)
Площадь штата Чиуауа: 247 460 км2 (1-е место в Мексике)
Население: ~ 3 740 000 чел. (11-е место)
Плотность населения: 15 чел/км2 (28-е место)
Достопримечательности: Медный каньон, Парк развлечений Divisadero, каньон Урике, озеро Арареко, долина Монахов
Традиционные блюда: тортильи из голубой кукурузы, различные виды сальсы
Традиционные напитки: тесгуино, сотоль — крепкий алкогольный напиток, производимый из растения Dasylirion wheeleri (сотоль)
Сувениры: коробочки и шкатулки, сплетенные женщинами тараумара из листьев сотоля
РАССТОЯНИЕ от Москвы до города Чиуауа (столицы штата) ~ 10 000 км (от 14 часов 30 минут в полете без учета пересадок)
ВРЕМЯ отстает от московского на 9 часов летом, на 10 часов зимой
ВИЗА электронное разрешение, оформляется онлайн
ВАЛЮТА мексиканский песо (100 MXN ~ 5,01 USD)
Материал опубликован в октябре 2016, частично обновлен в сентябре 2024