Самый большой корабль в мире, символ прогресса и олицетворение светлого будущего, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года пошел ко дну вместе с мечтами и надеждами тысяч пассажиров… Среди них было около 80 уроженцев Российской империи

Фото №1 - «Титаник» Российской империи

Иллюстрация: Владимир Капустин

«Я родом из России», — говорил, давая показания на следствии по делу о гибели «Титаника», Бенуа Пикар, он же выходец из еврейского квартала в Варшаве Берк Трембицкий. Российская империя в 1912 году была «понятием растяжимым»: в ее состав входили Великое княжество Финляндское, часть современной Польши, территории Украины, Белоруссии, стран Балтии и т. д. Практически все уроженцы империи, оказавшиеся на борту «Титаника», этнически русскими не были. Не были они и богатыми: покупали билеты в скромные каюты второго и третьего класса. Этим пассажирам выжить в катастрофе оказалось непросто: спасательных шлюпок не хватало, места в них первыми занимали богатые путешественники с верхней палубы. «Вокруг света» собрал истории «российских подданных» с «Титаника» — и спасшихся, и сгинувших в темных водах Атлантики.

Фото №2 - «Титаник» Российской империи

Дневник пассажирки погибшего корабля

Лия Акс

Родилась в Варшаве, впоследствии жила в Лондоне. На «Титанике» 18-летняя Лия с 10-месячным сыном Фрэнком Филипом плыла в Штаты к мужу Самуэлю. Тот работал в Норфолке, штат Виргиния, портным; он еще никогда не видел сына. Ночью с 14 на 15 апреля, когда на «Титанике» началась эвакуация, молодой матери, вероятно, посчастливилось найти проводника с нижних палуб, предназначенных для пассажиров третьего класса, на верхнюю, шлюпочную палубу, где женщин и детей сажали в лодки. В очереди на эвакуацию Мадлен, 18-летняя беременная супруга миллиардера Астора, обратила внимание на стоящую рядом бедно одетую ровесницу с ребенком на руках и отдала шаль, чтобы Лия завернула в нее сына, — ночь выдалась холодная.

В суматохе Филипа вдруг вырвали из рук матери и передали на шлюпку № 11, которую уже начали спускать. Лия кричала и рвалась к сыну, но ее оттеснили от борта, а потом посадили в лодку № 13. Оказавшись на борту парохода «Карпатия», который утром подобрал спасшихся с «Титаника», Лия бросилась искать ребенка. Женщине показалось, что она видела Филипа на руках у одной итальянки, и Лия обратилась к капитану Артуру Рострону, чтобы тот помог ей вернуть сына. Тот разыскал итальянку с младенцем, удостоверился, что Лия его мать (по данному ею описанию родинок на теле мальчика), и вручил ей Филипа. Лия была так благодарна капитану Рострону за спасение, что впоследствии, произведя на свет дочь, решила назвать ее Сара Карпатия. Но сотрудницы больницы, где проходили роды, почему-то записали в свидетельстве о рождении: Сара Титаник.

Лия Акс умерла в Норфолке в 1967 году. Одеяло с «Титаника» и шаль миссис Астор, в которые был завернут Филип в ночь катастрофы, в наши дни хранятся в Музее моряка в Ньюпорт-Ньюсе (штат Виргиния).

Фото №3 - «Титаник» Российской империи

Багажная бирка, поднятая с затонувшего «Титаника»

Абрахам Джозеф Хаймен

Уроженец Российской империи, в Англию он уехал в молодости, видимо, спасаясь от антисемитских погромов. Поселился в Манчестере, где была процветающая еврейская община. Зарабатывал на жизнь поначалу изготовлением рам для картин, потом завел лавку. Женился на местной жительнице.

Собравшись к брату в Массачусетс, 34-летний Хаймен купил билет на «Титаник». Он плыл третьим классом и на верхнюю палубу выбрался к тому времени, когда началась паника и борьба за места в оставшихся спасательных шлюпках.

«Носовая палуба была битком набита людьми, — рассказывал Хаймен впоследствии корреспонденту New York Times . — Все они толкались, хватали и били друг друга. Я шагнул с палубы и ступил на край лодки, готовой к спуску, а потом сел на свободное место. Никто мне не препятствовал. Потом оставшихся мужчин выстроили в линию вдоль борта и велели расступиться, чтобы пропустить женщин и детей. Мужчин больше не пускали».

Хаймен спасся в складной шлюпке С . Супруга и пятеро детей отказались переезжать в США, и Абрахам вернулся в Англию. Он открыл в Манчестере лавку кошерной еды под названием «Титаникс». Лавка существует и в наши дни и все еще принадлежит семье Хаймен . Абрахама Хаймена местные прозвали «человек с «Титаника». Он дожил до 78 лет.

Фото №4 - «Титаник» Российской империи

Табличка с номером каюты лайнера

Юозас Монтвила

Родился в Литве, близ Мариямполе, в 1885 году. В 23 года окончил католическую семинарию, был посвящен в духовный сан и получил место приходского священника в одном из сел. Однако за тайную помощь униатам — грекокатоликам, преследуемым в царской России, молодой ксендз попал под суд. Его лишили места и запретили служить. Отец Юозас стал зарабатывать на жизнь заметками и проповедями для католических газет, а также рисованием виньеток и иллюстрированием книг — он был одаренным художником. Но такое существование тяготило священника, и он решил эмигрировать в Штаты, где уже жили брат и сестра.

В английском порту Саутгемптон отец Юозас, пассажир второго класса, взошел на борт «Титаника». На корабле он каждый день проводил службы и читал проповеди. Когда стало известно, что «Титаник» обречен, ксендз даже не пытался занять место в спасательной шлюпке. Он до последнего утешал отчаявшихся людей, принимал исповеди на тонущем корабле .

Отец Юозас погиб, тело его не найдено. Священнику было 27 лет. Литовская церковь и родственники отца Юозаса неоднократно подавали в Ватикан прошение о его канонизации, но безрезультатно (для канонизации необходимы свидетельства о совершении чуда).

Фото №5 - «Титаник» Российской империи

Краны из ванной для пассажиров 1-го класса

Элин Матильда Хаккарайнен

На «Титанике» было около дюжины пар молодоженов. 28-летний сталевар из Пенсильвании Пекка Пиетари Хаккарайнен и 24-летняя горничная из Массачусетса Элин Матильда Долк ездили на родину в Финляндию, чтобы сыграть свадьбу. Теперь супруги возвращались в США, пусть и третьим классом, но на самом большом корабле в мире…

Ночью 14 апреля чету Хаккарайнен разбудил громкий скрежет: айсберг пропорол дно «Титаника». Пекка вышел в коридор выяснить, что это за звук, и с тех пор Элин мужа не видела. Вскоре молодая женщина услышала, что соседи подняли тревогу, и Элин, как была в ночной рубашке, прихватив только спасательный жилет и сумочку, последовала за стюардом на шлюпочную палубу, где проходила эвакуация. Наверху Элин попыталась найти супруга, но ей велели поторопиться: в шлюпке № 15 оставалось последнее свободное место. Лодку уже спускали, женщина прыгнула туда и едва не упала в воду.

Элин спаслась, но осталась вдовой. Она жила в США, в 1917 году снова вышла замуж и снова за соотечественника-финна. Элин консультировала писателя Уолтера Лорда в его работе над книгой «Последняя ночь», которая стала одним из самых известных трудов о гибели «Титаника» . Она умерла в 1957 году. Рассказывали, что вечером перед смертью женщина перечитывала эту книгу.

Фото №6 - «Титаник» Российской империи

Посуда, поднятая с затонувшего «Титаника»

Хелена Вильгельмина Росблом

Дочь мелкого арендатора родилась и жила в Финляндии. Ее супруг Виктор несколько раз выезжал на заработки в США и к 1912 году обустроился в Орегоне. 41-летняя женщина решила переселиться к нему вместе с тремя детьми. Однако младший сын, 11-летний Эйно, заупрямился: он очень боялся плыть на корабле и постоянно твердил, что они утонут. Мать, устав от «капризов», решила оставить мальчика у родных в Финляндии.

23 марта Хелена с двумя детьми отправилась в путь. Вначале семья собиралась плыть на трансатлантическом пароходе «Олимпик», но в Саутгемптоне у Хелены заболела дочь, и пришлось поехать позже — на «Титанике». Хелена, 18-летний Виктор и 2-летняя Салли, пассажиры третьего класса, погибли в кораблекрушении.

Почти через два года младший сын Эйно преодолел страх и перебрался через Атлантику к отцу в Орегон. Потеряв супругу и детей, тот так и не женился второй раз.

Фото №7 - «Титаник» Российской империи

«Титаник» отплывает из Саутгемптона, 1912 год

ТТХ
Безопасность «Титаника»

Длина лайнера — 269,1 м
Ширина — 28 м
Высота (считая трубы) — 53,34 м
Общее количество людей на борту (по разным версиям) — от 2208 до 2228 человек
Выжившие — от 705 до 712 человек

Спасательные средства:

Спасательных жилетов — 3560
Шлюпок — 20, из них:
№ 1 и № 2 — катера вместимостью по 40 человек
с № 3 по № 16 — деревянные шлюпки вместимостью по 65 человек
Складные парусиновые шлюпки A, B, C, D вместимостью по 47 человек
Общая максимальная вместимость — 1178 человек

Все шлюпки были спущены на воду и доплыли до пришедшего на помощь парохода «Карпатия», за исключением парусиновых складных A (смыта волной при затоплении верхней палубы, забравшихся в нее людей подобрала шлюпка № 14) и B (смыта волной, людей подобрали другие шлюпки, в основном № 4).

Фото №8 - «Титаник» Российской империи

Багажная бирка с «Титаник» для пассажиров 2-го класса

Пассажиры 2-го класса

Синай Кантор, 34 года, коммерсант. Из Витебска (по другой версии — из Москвы) направлялся в Нью-Йорк с женой Мириам, чтобы работать и изучать медицину. Погиб.

Мириам Кантор, 24 года. В Нью-Йорке собиралась выучиться на стоматолога. Спаслась на шлюпке № 12. По прибытии в Нью-Йорк другая пассажирка «Титаника», влиятельная общественная активистка Маргарет Браун, помогла не говорящей по-английски вдове связаться с российским консулом и получить компенсацию. Мириам решила не возвращаться в Россию и поселилась в Массачусетсе у дяди.

Самуэль Абельсон, 30 лет, бухгалтер. Уроженец России, направлялся с женой в Нью-Йорк, к брату. Погиб.

Анна Абельсон, 28 лет, портниха. Уроженка Одессы. Жена Самуэля Абельсона, детей у пары не было. Спаслась в шлюпке № 10. Позже снова вышла замуж, пережила и второго супруга, умерла в 1963 году в Нью-Йорке.

Самуэль Гринберг, ок. 52 лет, бизнесмен. Уроженец Российской империи, три года жил с женой в Нью-Йорке; на «Титанике» возвращался из деловой поездки в Южную Африку. Погиб.

Израэль Нессон, 26 лет, электрик из России. Погиб.

Мозес Аарон Трупянски, 23 года, продавец. Родом из Литвы, работал в Южной Африке, где в те годы проживало много прибалтийских евреев. Ехал в Нью-Йорк к семье — матери-вдове и трем сестрам, намеревался начать собственный бизнес в Штатах. Погиб.

Роза Пински, 32 года. Уроженка Варшавы, вдова, жила в Нью-Йорке; на «Титанике» возвращалась из поездки к родственникам в Польшу. Спаслась на шлюпке № 9, в конце концов уехала к родным в Российскую империю.

Вильям Лахтинен, 35 лет, священник лютеранской церкви, уроженец Финляндии. Много лет жил с женой Анной в США, в 1912 году супружеская пара приехала в Финляндию, чтобы помочь перебраться за океан юной родственнице Лиили Каролине Сильвен, и на «Титанике» возвращалась вместе с девушкой в Штаты. Когда началось кораблекрушение, Вильям посадил жену и Лиили в спасательную шлюпку, но Анна вернулась на борт, чтобы не разлучаться с мужем. Лиили вспоминала, что Вильям, несмотря на панику вокруг, оставался спокойным и невозмутимо курил сигары. Супруги Лахтинен погибли.

Лиили Каролина Сильвен, 17 лет, уроженка Торнио в Северной Финляндии. Направлялась в Миннеаполис с родственниками (возможно, даже приемными родителями) — супругами Лахтинен. Выжила в катастрофе, впоследствии поселилась в Сан-Франциско, продолжала дружить с Анной Синкконен, с которой делила каюту; вышла замуж и родила дочь.

Анна Мария Синкконен, 30 лет, уроженка финского города Або (современное название — Турку). Уже давно жила с сестрой в США, куда на «Титанике» направлялась после поездки к родне в Финляндию. Спаслась в шлюпке № 10, потом до конца жизни жила в США, вышла замуж за шахтера, получила американское гражданство.

Анна Хамалейнен, 23 года, уроженка Восточной Финляндии. Направлялась с семимесячным сыном Вильо к мужу в Детройт. И мать, и сын спаслись на шлюпке № 4.

Марта Хилтунен, 18 лет, уроженка Финляндии, служанка, сопровождала в США Анну Хамалейнен. Погибла.

Эрик Густав Колландер, 27 лет, инженер из Хельсинки, работал на бумажной фабрике. Отправился в путешествие в США, собирался повидать родственника в Огайо. Погиб.

МЕСТО
Маршрут первого и последнего рейса «Титаника»

Фото №9 - «Титаник» Российской империи

3 апреля 1912 года «Титаник» прибыл с верфи в Белфасте в Саутгемптонский порт. 10 апреля, приняв на борт первых пассажиров, «Титаник» покинул Саутгемптон, в тот же день зашел во французский порт Шербур. 11 апреля остановился в Квинстауне перед выходом в Атлантику. В ночь с 14 на 15 апреля около 23:40 по судовому времени столкнулся с айсбергом; в 2:20 окончательно затонул.

Фото №10 - «Титаник» Российской империи

Реставрированная страница записной книжки

Пассажиры 3-го класса

Дженни Драпкин, 24-летняя уроженка Могилева (Белоруссия). Выжила в крушении «Титаника», через год вышла за лудильщика Макса Матлина, эмигранта из Латвии. Пара осталась в США, у них было четверо детей.

Харрис Корнблатт, 30 лет, обойщик. Уроженец Варшавы, поселился в Лондоне с женой и тремя детьми, но собирался с семьей в США, к родителям супруги. Планировали отправиться туда всей семьей, но заболел ребенок, и решили, что сначала поедет Харрис. Погиб. Вдова и дети так никогда и не решились пересечь Атлантику и жили в Лондоне.

Давид Лившин, 25 лет, ювелир, родился в Лиепае (Латвия). Эмигрировал в Манчестер, где в 1912 году женился на россиянке, и решил перебраться в Канаду. На «Титанике» отправился через Атлантику, чтобы потом добраться к родне в Монреаль. Беременная супруга осталась в Англии. Погиб. Вдова родила сына и назвала мальчика в честь мужа.

Моррис Сирота, 20 лет, портной, родился, вероятно, на Украине, семья переехала в Лондон. Погиб.

Элизерас Гилинскис, 22 года, слесарь, родом из Игналины (Литва). Направлялся в Чикаго. Погиб. Перед поездкой застраховал жизнь, и родные получили солидную компенсацию.

Джейкоб (Яков) Кук, 43 года, резчик по дереву, уроженец России. Погиб.

Натан Гольдшмидт, 41 год, сапожник, уроженец России. Направлялся в Пенсильванию к супруге. Погиб.

Бейла Мур, 29 лет, портниха, вдова, уроженка Российской империи. Ехала в Чикаго с семилетним сыном Мейером. Хотела плыть на «Адриатике», но рейс отменили из-за забастовки угольщиков, и Бейла купила билеты на «Титаник». Мать и сын спаслись на шлюпке № 14.

Аарон Уиллер, 37 лет, портной. Уроженец Российской империи. Жил с женой и пятью детьми в Штатах, уезжал в Лондон по делам, на «Титанике» возвращался в Америку с намерением начать новый бизнес. Погиб.

Бенуа Пикар, 32 года, родился в Варшаве, настоящее имя Берк Трембицкий. Зарабатывал на жизнь изготовлением кожаных сумок. Направлялся в Сан-Франциско. Во время эвакуации сел в шлюпку № 9, убедившись, что поблизости нет женщин и детей. Выжил.

Иосиф Мердлин, 22 года, химик, уроженец и житель Российской империи. Погиб.

Сельман Фрэнсис Слоковски, 20 лет, торговец, уроженец Российской империи. Жил в Лондоне. Погиб.

Илмари Рудольф Алхомаки, 19 лет, жил в Сало (Финляндия). Направлялся в Орегон. Погиб.

Эрна Александра Андерссон, 16 или 17 лет, ехала с юга Финляндии в Нью-Йорк. С «Титаника» спаслась на складной шлюпке D . Осталась в США, трудилась домработницей, в 25 лет вышла замуж.

Карл Альфред Бакстрём, 32 года, плотник из Кейталы, Южная Финляндия. Уже бывал в США, но в 1911-м вернулся на родину, где женился на подруге детства. В Америке получил выгодное предложение работать бригадиром на строительстве домов, уговорил жену и ее братьев ехать с ним. Погиб.

Мария Матильда Бакстрём, 33-летняя уроженка Кейталы сопровождала в поездке мужа Карла Альфреда и братьев, была на шестом месяце беременности. Единственная из них спаслась. Впоследствии вернулась в Финляндию, родила дочь.

Йохан Биргер Густафсон, 28 лет, родился и жил в Кейтале. С сестрой, братом Андерсом и шурином Карлом Бакстрёмом решил отправиться в США: нашлась денежная работа строителями. Незадолго до отъезда закончил возводить собственный дом, в марте 1912 года его жена родила третьего ребенка. Погиб.

Андерс Вильхельм Густафсон, 37 лет, уроженец Кейталы. Погиб.

Карл Ивар Свен Берглунд, 22 года, поденщик с Аландских островов (Финляндия). Друг уговорил его ехать в США работать строителем и выслал денег на билет. Погиб.

Элина Хонканен, 27-летняя уроженка Финляндии. Спаслась.

Абрахам Аугуст Йоханнес Абрахамсон, 20-летний холостяк из Дальсбрука на юге Финляндии, направлялся с друзьями в Нью-Джерси. Спасся на шлюпке № 15.

Хельга Элизабет Линдквист Хирвонен, 22-летняя уроженка Дальсбрука (Финляндия). Ехала с двухлетней дочерью Хильдур в компании брата Эйно Линдквиста и его друга Абрахама, чтобы встретиться с мужем-сталеваром в Пенсильвании. Обе спаслись.

Эйно Вильям Линдквист, 20 лет. Посадив родственниц в шлюпку, сумел спастись и сам.

Вендла Мария Хейнинен, 23 года, служанка из Або (Финляндия). Погибла.

Лайна Хейккинен, 26 лет, уроженка Финляндии. Работала прачкой в Хельсинки, потом отправилась в Нью-Йорк, где служила горничной. На родину возвращалась, чтобы уговорить сестру Тиине переехать с ней в Штаты, но мать не разрешила. В катастрофе выжила. Осталась в США и в 1914 году вышла замуж и родила дочь. До конца жизни так и не смогла выучить английский язык.

Альфред Оссиан Густафсон, 19 лет, разнорабочий, уроженец Аландских островов (Финляндия). Жил в Чикаго, в США возвращался из поездки на родину. Погиб.

Ида Ливия Ильмакангас, 27 лет, из губернии Оулу (Финляндия), семь лет прожила в США. Ездила на родину, чтобы увезти с собой младшую сестру Пьету Софию. Погибла.

Пьета София Ильмакангас, 25 лет, из губернии Оулу (Финляндия). Ехала с сестрой Идой. Погибла.

Якоб Альфред Йохансон, 34 года, родился в Финляндии. В 1896-м эмигрировал в США. Работал лесорубом, позже поехал на Аляску (вероятно, на золотые прииски). Вернулся с семьей на родину и стал фермером. Продал хозяйство брату и направился в Калифорнию, куда вскоре должны были приехать супруга и четверо детей. Погиб.

Катрина Юссила, 20 лет, из губернии Оулу (Финляндия). Ехала с сестрой Айной Марией к дяде в Нью-Йорк. Погибла.

Айна Мария Юссила, 21 год, из губернии Оулу. Погибла.

Эйрик Юссила, 32 года, уроженец Финляндии. Направлялся в США работать сталеваром, жена должна была приехать позже, когда он заработает ей на дорогу. Спасся, позже поселился с супругой в Миннесоте, у пары было двое сыновей.

Николай Эрланд Каллио, 17 лет, ехал с тремя друзьями в Канаду. Погиб.

Иисакки Антино Эйо Нирва, 41 год, жил с женой и пятью детьми на западе Финляндии. В 1912 году продал ферму, с друзьями направлялся в Канаду. Погиб.

Матти Алексантери Менпаа, 22 года, уроженец Финляндии, ехал с друзьями в Канаду. Погиб.

Матти Ринтамяки, 35 лет, фермер из Западной Финляндии. Ехал в Канаду с друзьями. Погиб, на родине осталась вдова с семью детьми. Женщина подала иск, обвиняя компанию — владельца «Титаника» White Star Line в непредумышленном убийстве, и получила компенсацию.

Юха Нискейнен, 39 лет. Уже ездил на три года в Штаты, но вернулся в родную Финляндию. На «Титанике» плыл обратно. Во время кораблекрушения помогал сажать в лодки женщин и детей, спасся. Остался в США, в 1927 году покончил жизнь самоубийством.

Калле Эдвард Макинен, 29 лет, фермер. Ехал из Финляндии на заработки в Пенсильванию. Погиб. На родине осталась вдова с двумя детьми.

Манта Йозефина Неминен, 29 лет, жила близ Або (Финляндия), с девяти лет работала служанкой. Отправилась в США в надежде больше зарабатывать, чтобы помогать родителям. Погибла.

Кристина София Лайтинен, 37 лет, возвращалась в Нью-Йорк, где жила, из поездки в родную Финляндию. Погибла.

Антти Густав Лейнонен, 32 года, направлялся из Финляндии в Штаты, дома оставалась жена. Погиб.

Майя (Мария) Эмелия Абрахаминтитар Панула, 41 год, уроженка Финляндии, ехала к мужу в Питтсбург с пятью детьми: Эрнести Арвидом (16 лет), Яакко Арнольдом (15 лет), Юхой Нило (7 лет), Урхо Абрахамом (2 года) и Эйно Вильями (1 год) — и дочерью соседей Сусанной Риихивуори (22 года). Все погибли.

Анна София Сьоблом, 18 лет, из Мунсалы (Финляндия), ехала к отцу в Штаты. Во время катастрофы, случившейся в ее день рождения, с трудом смогла выбраться на верхнюю палубу и сесть в шлюпку. Выжила, осталась у родных в США, впоследствии вышла замуж и родила двоих детей.

Ида София Страндберг, 22 года, добиралась из Або, где жила с матерью-вдовой, в Нью-Йорк. Погибла.

Юхо Нилонпойка Странден, 30 лет, фермер, родился в Восточной Финляндии. Направлялся в Миннесоту. Во время эвакуации помогал людям садиться в шлюпку, нашлось место и для него. После спасения несколько лет прожил в США, затем вернулся в Финляндию.

Анна София Турья, 18 лет, уроженка Оулу. Ехала в США на заработки по приглашению сестры и брата. Спаслась, осталась в Штатах у родственников, вскоре вышла замуж. Родила семерых детей.

Хедвиг Туркула, 63 года, вдова, уроженка Финляндии. Направлялась в Миннесоту к детям. Когда началась эвакуация с «Титаника», соотечественник помог женщине найти дорогу к шлюпкам. Она добралась к родным и прожила еще 10 лет.

Якоб Альфред Виклунд, 18 лет, фермер из Финляндии, решил поехать с братом Карлом на заработки в Канаду. Погиб.

Карл Йохан Виклунд, 21 год, брат Якоба Виклунда. Погиб.

Йохан Вернер Салонен, 39 лет, разнорабочий. Родился в Каринайнене, Финляндия. Погиб.

Николай Йоханнес Пельтомяки, 25 лет, направлялся из Хельсинки в Нью-Йорк. Погиб.

Эдвард Пекониеми, 21 год, уроженец Хейнолы на юге Финляндии. Погиб.

Юхо Тикканен,32 года, сын фермера из Финляндии. Погиб.

Фото: AKG / East News, SPL / Legion-media (x7)

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, апрель 2016