Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

На волосок от трагедии: история кораблекрушения, которое могло затмить гибель «Титаника»

День 26 июля 1956 едва не стал одним из самых черных в истории пассажирского судоходства, но удачное стечение обстоятельств свело к минимуму последствия череды роковых случайностей. Однако совсем без жертв не обошлось

Многие кораблекрушения происходят не из-за буйства стихии, а в результате сочетания нескольких факторов, которые в совокупности отправляют на морское дно «непотопляемые» суда. Нечто подобное случилось с «Титаником» в апреле 1912 года. Спустя 44 года его судьбу повторил другой роскошный лайнер, но, к счастью, почти все его пассажиры были спасены.

На волосок от трагедии: история кораблекрушения, которое могло затмить гибель «Титаника»
Источник:
Underwood Archives via Legion Media

Участники событий 

В июне 1951 года в Генуе был спущен на воду трансатлантический лайнер «Андреа Дориа» судоходной компании Italian Line. 213-метровый пассажирский корабль, названный в честь генуэзского адмирала XVI века, отличался повышенной комфортабельностью и мог принять на борт почти 1250 пассажиров. В январе 1953 года лайнер совершил свой первый рейс из Генуи в Нью-Йорк. Облик, выделявший «Андреа Дориа» на фоне других пассажирских судов того времени, и его роскошное убранство привлекли большое внимание: в каждом рейсе лайнер был загружен почти полностью.

На волосок от трагедии: история кораблекрушения, которое могло затмить гибель «Титаника»
«Андреа Дориа»
Источник:
Wikimedia Commons

Утром 17 июля 1956 года «Андреа Дориа» отправился в свой 51-й рейс в Нью-Йорк. Лайнер вышел из Генуи, а затем зашел в Канны и Неаполь, чтобы принять на борт новых пассажиров. Последнюю остановку перед выходом в Атлантический океан лайнер сделал в Гибралтаре. Когда «Андреа Дориа» взял курс на Нью-Йорк, на его борту находилось 1706 человек (1134 пассажира трех классов и 572 члена экипажа).

К 25 июля «Андреа Дориа» был уже недалеко от побережья США. Около полудня в этот день из гавани Нью-Йорка вышел пассажирский лайнер «Стокгольм» компании Swedish American Line. Этот построенный в 1948 году корабль был почти вдвое меньше «Андреа Дориа».

На волосок от трагедии: история кораблекрушения, которое могло затмить гибель «Титаника»
«Стокгольм»
Источник:
Getty Images

В тот день «Стокгольм» отправился в свой 103-й рейс из Нью-Йорка в шведский Гетеборг. На его борту находилось 534 пассажира и 208 членов экипажа (742 человека). Этот корабль был рассчитан на плавание в северных широтах, и его ледокольная носовая часть имела усиленную конструкцию, что сыграло немалую роль в разыгравшейся вскоре трагедии.

Туман и прочие неприятности

Через несколько часов после отплытия из Нью-Йорка «Стокгольм» шел привычным курсом южнее острова Нантакет со скоростью около 33 км/ч. При этом ради экономии времени лайнер двигался севернее, чем было рекомендовано пассажирским судам, курсирующим из США в Европу. Опытный капитан «Стокгольма» Гуннар Норденсон отдыхал, а на мостике дежурил его третий помощник Йохан-Эрнст Карстенс-Йоханнсен, это была его первая самостоятельная вахта в карьере.

На волосок от трагедии: история кораблекрушения, которое могло затмить гибель «Титаника»
«Андреа Дориа» на верфи в Генуе перед спуском на воду, июнь 1951 года
Источник:
Wikimedia Commons

Если «Стокгольм» шел на восток в ясную погоду, то приближавшийся к нему «Андреа Дориа» попал в сильный туман. Несмотря на это, капитан Пьеро Каламаи лишь немного снизил скорость лайнера (с 43 до 40 км/ч), чтобы не отстать от графика. В соответствии с правилами судоходства в условиях низкой видимости «Андреа Дориа» подавал гудки, а команда корабля задраила водонепроницаемые переборки между отсеками. 

В наступивших сумерках два корабля шли встречными курсами и быстро сближались. Они не обменивались сообщениями, но были видны друг другу на установленных в рубках радарах. Однако в ту пору радары были далеки от совершенства, поэтому на обоих кораблях плохо представляли реальное расстояние до другого лайнера и его курс. «Андреа Дориа» не был виден с мостика «Стокгольма», который приближался к покрытому туманом району.

Два корабля продолжали сближаться и почти одновременно совершили маневры, чтобы разойтись друг с другом: «Стокгольм» взял правее, а «Андреа Дориа» повернул влево. В реальности это лишь усугубило ситуацию — дистанция между лайнерами стремительно сокращалась. К моменту, когда корабли оказались в зоне прямой видимости, столкновение было неизбежным. Несмотря на попытки Каламаи и Карстенса-Йоханнсена резко изменить курс («Андреа Дориа» повернул влево, а «Стокгольм» вправо, дав задний ход), «Стокгольм» практически перпендикулярно воткнулся прочным носом в правый борт «Андреа Дориа». Это произошло 25 июля в 23 часа 10 минут.

Катастрофа и спасение

Мощный удар в борт «Андреа Дориа» полностью разрушил носовую часть «Стокгольма», но в целом не нанес шведскому кораблю существенного ущерба (вода затопила только один отсек). Для итальянского лайнера таран оказался фатальным: когда «Стокгольм» дал задний ход и освободил пробоину, вода хлынула в пять почти пустых топливных баков «Андреа Дориа», расположенных по правому борту ниже ватерлинии.

На волосок от трагедии: история кораблекрушения, которое могло затмить гибель «Титаника»
Эвакуация пассажиров «Андреа Дориа»
Источник:
Getty Images

Буквально за несколько минут лайнер накренился на 20 градусов, тогда как критическим для него был крен в 15 градусов. Требования предписывали, чтобы экипаж корабля заполнил опустевшие баки морской водой для сохранения остойчивости лайнера, но на «Андреа Дориа» не сделали этого: такая операция повысила бы расходы на новую заправку топливом в Нью-Йорке. Поскольку баки по левому борту также были почти пусты, крен «Андреа Дориа» оказался слишком большим. Попытки команды откачать воду из правых баков и наполнить водой левые баки оказались тщетными. Кроме того, вода быстро затопила генераторы, оставив «Андреа Дориа» без необходимого для работы насосов электричества.

Каламаи быстро осознал, что спасти «Андреа Дориа» от гибели невозможно. Через полчаса после столкновения он принял решение об эвакуации пассажиров и членов экипажа, но тут стало ясно, что на воду можно опустить только шлюпки, размещенные по накренившемуся правому борту. Пассажиров попросили приготовиться к эвакуации, но Каламаи решил дождаться помощи, чтобы избежать паники, которая могла возникнуть из-за нехватки шлюпок.

К счастью, «Стокгольм» и «Андреа Дориа» столкнулись в районе активного судоходства и почти сразу же передали сообщения с просьбой о помощи, которые получили находившиеся поблизости корабли и Береговая охрана США. Первым на помощь «Андреа Дориа» пришел «Стокгольм». Когда капитан шведского лайнера понял, что пассажирам его корабля ничего не угрожает, он приказал спустить на воду шлюпки, чтобы эвакуировать пассажиров и команду «Андреа Дориа». В первые часы после столкновения шлюпки обоих лайнеров доставили на «Стокгольм» сотни человек.

На волосок от трагедии: история кораблекрушения, которое могло затмить гибель «Титаника»
«Андреа Дориа» утром 26 июля 1956 года
Источник:
Getty Images

Вскоре к тонущему «Андреа Дориа» подошли еще пять кораблей, включая два корабля ВМС США и крупный французский пассажирский лайнер «Иль де Франс», который отправился из Нью-Йорка 25 июля и шел в Гавр. Получив сообщение о разыгравшейся неподалеку трагедии, капитан «Иль де Франс» поначалу не поверил, что новейший лайнер может тонуть, но радисты прибывших к «Андреа Дориа» кораблей подтвердили серьезность нависшей над пассажирами и экипажем итальянского лайнера угрозы. Именно «Иль де Франс» сыграл решающую роль в спасении людей с «Андреа Дориа».

На волосок от трагедии: история кораблекрушения, которое могло затмить гибель «Титаника»
Последние минуты «Андреа Дориа»
Источник:
Wikimedia Commons

Ночная спасательная операция вошла в историю как одна из самых успешных. Всего с «Андреа Дориа» было спасено 1663 человека, и почти половина из них (753 выживших) была размещена на борту «Иль де Франс». Последними «Андреа Дориа» покинули капитан Каламаи и несколько членов экипажа. Лайнер затонул в 10 часов 9 минут 26 июля в 3 километрах от места столкновения со «Стокгольмом». С момента получения пробоины прошло 11 часов.

Жертвы и выжившие

Жертвами столкновения со «Стокгольмом» стали 43 пассажира кают, расположенных по правому борту «Андреа Дориа», в который пришелся удар. В их числе была оперная певица Агнес Баратта из миланского оперного театра Ла Скала. Еще три пассажира лайнера, которые были спасены с тонущего корабля, скончались от полученных ран.

На «Стокгольме» погибли пять членов экипажа, находившиеся на носу в момент удара. 14-летняя пассажирка «Андреа Дориа» Линда Морган, была выброшена из своей кровати и оказалась на «Стокгольме», где ее обнаружили члены экипажа шведского лайнера. Удивительным образом она получила лишь незначительные травмы, и журналисты окрестили ее «чудо-девочкой». 8-летняя сестра и отчим Линды Морган погибли.

Getty Images

Из-за суматохи во время эвакуации с «Андреа Дориа» многие семьи оказались разделены, попав на разные корабли. Все участвовавшие в спасательной операции суда пришли в Нью-Йорк, а последним до порта добрался поврежденный «Стокгольм». Прибывшие раньше других спасенные пассажиры «Андреа Дориа» с тревогой ждали другие корабли на пирсе Нью-Йорка. Среди них была и известная голливудская актриса Рут Роман, которая не знала о судьбе своего трехлетнего сына. Снимки Роман со спасенным ребенком на руках попали во многие газеты.

На волосок от трагедии: история кораблекрушения, которое могло затмить гибель «Титаника»
Источник:
Getty Images

«Андреа Дориа» затонул на глубине около 60 метров и почти сразу же стал объектом паломничества дайверов. Вскоре место гибели лайнера обрело дурную славу и получило прозвище «Эверест для исследующих затонувшие корабли дайверов». С 1956 года при обследовании лайнера, на котором осталось немало ценных предметов, погибли по меньшей мере 20 аквалангистов.

Причины крушения

Осенью 1956 года в суде Нью-Йорка начались предварительные слушания по делу о столкновении кораблей и гибели «Андреа Дориа». Судебный процесс между компаниями Italian Line и Swedish American Line должен был пролить свет на все обстоятельства трагедии, но через несколько месяцев стороны заключили мировое соглашение, и дело было прекращено. Компании, которые стремились избежать внимания публики и СМИ, внесли средства в фонд выплат пострадавшим и решили самостоятельно погасить свои убытки.

На волосок от трагедии: история кораблекрушения, которое могло затмить гибель «Титаника»
Поврежденный «Стокгольм»
Источник:
Bettmann / Contributor / Getty Images

Фактически катастрофа 1956 года так и не была официально расследована. На специальных слушаниях в Конгрессе США непосредственной причиной столкновения «Стокгольма» и «Андреа Дориа» был назван густой туман. Среди других факторов упоминались неумение членов экипажа «Андреа Дориа» и «Стокгольма» правильно интерпретировать показания радара и нарушение командой итальянского лайнера правил расхождения со встречным кораблем (перед столкновением лайнер повернул влево, а не вправо). Также отмечалось, что Каламаи недостаточно снизил скорость в тумане, а экипаж судна не наполнил водой опустевшие топливные баки.

Крушение «Андреа Дориа» поставило крест на карьере Пьеро Каламаи. Что же касается «Стокгольма», то лайнер был восстановлен и возобновил трансатлантические рейсы. В 1960 году корабль передали ГДР, где «Стокгольм» переименовали в «Дружбу народов». Под новым названием он совершал рейсы в коммунистические страны, в том числе на Кубу.

В 1985 году корабль попал в Осло, где сменил название на «Фритьоф Нансен» и был превращен в плавучее общежитие для беженцев. Через четыре года бывший «Стокгольм» был продан итальянской круизной компании MSC Cruises. Его отправили на реконструкцию в Геную, где был построен «Андреа Дориа». Ремонт продолжался до 1993 года. С тех пор лайнер сменил еще несколько владельцев и названий, поработав на круизных маршрутах в разных уголках мира. В 2016 году корабль получил имя «Астория» и до 2020 года совершил несколько рейсов.

На волосок от трагедии: история кораблекрушения, которое могло затмить гибель «Титаника»
«Астория» в Гданьске. Апрель 2018 года
Источник:
Wojciech Stróżyk / Alamy

Пришедшая в 2020 году пандемия коронавируса практически парализовала круизный бизнес, но в июле 2021 года стало известно, что «Асторию» купила компания The Roundtable LLC, которая намеревалась использовать 73-летний корабль для круизов из Лиссабона на Мадейру, однако в 2022 году бывший «Стокгольм» снова был выставлен на продажу.

Материал опубликован в июле 2021, частично обновлен в июле 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения