Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Страница книги отражений: 13 деталей картины «Менины» Диего Веласкеса

«Менины» Веласкеса уникальны и как произведение мастера, и как первое изображение скрытой жизни двора

Придворный живописец короля Филиппа IV — Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. Что за сцену изобразил художник, искусствоведы спорят до сих пор. Так, Поль Лефорт считает, что полотно вообще лишено сюжета и представляет собой что-то вроде моментальной фотографии.

Страница книги отражений: 13 деталей картины «Менины» Диего Веласкеса
Источник:
IanDagnall Computing / Alamy via Legion Media

Куда больше распространены две другие точки зрения. Согласно первой, Веласкес изобразил момент работы над портретом испанского короля и королевы, когда в мастерскую вошла их дочь — инфанта Маргарита. По другой — инфанта сама была моделью художника, а ее августейшие родители пришли проведать дочку. Есть и философские интерпретации. Так, Вальтер фон Лога отмечает во взгляде художника преданное уважение к своему венценосному господину.

Прямо противоположна версия Александра Якимовича, полагающего, что полотно — манифест свободы художника от всяких дворцовых условностей и ограничений. Но самое интересное объяснение сюжета «Менин» принадлежит Владимиру Кеменову, который полагал, что Веласкес изобразил картину в картине. Он пишет «Менины» как он пишет «Менины», по отражению в зеркале. И для этого есть некоторые основания (см. пункты 1, 2, 4, 5, 7).

Страница книги отражений: 13 деталей картины «Менины» Диего Веласкеса

1. Инфанта Маргарита — пятилетняя дочь испанского короля Филиппа IV и королевы Марианны Австрийской. Вряд ли Веласкес сейчас занят ее портретом — огромный холст, за которым работает художник, никак не подходит для изображения маленькой девочки. Такой размер (примерно 3 × 3 м) имеет только одна его картина — «Менины».

Страница книги отражений: 13 деталей картины «Менины» Диего Веласкеса

2. Зеркало. В нем отражаются родители инфанты Маргариты. Версия, что они позируют художнику, тоже может быть поставлена под сомнение — нет ни одного свидетельства, чтобы подобный парный портрет существовал. Короля и королеву всегда писали отдельно. Да опять же размер холста на картине не подходит для такой работы.

Страница книги отражений: 13 деталей картины «Менины» Диего Веласкеса
Источник:
IanDagnall Computing / Alamy

3. Диего Веласкес — это единственный дошедший до нас автопортрет художника.

Страница книги отражений: 13 деталей картины «Менины» Диего Веласкеса
Страница книги отражений: 13 деталей картины «Менины» Диего Веласкеса

4. Ключи на ремне Веласкеса — знак того, что он занимает дворцовую должность: художник отвечал за открывание и закрывание дверей.

5. Крест рыцарского ордена Сантьяго украшает грудь Веласкеса. Известно, что Веласкес страстно желал быть посвященным в рыцари. Его мечта исполнилась через три года после окончания «Менин», и художник специально подрисовал красный крест на своем камзоле. Как ключи на поясе, так и орденский знак ставят под сомнение версии о том, что Веласкес бунтовал против дворцовых нравов.

Страница книги отражений: 13 деталей картины «Менины» Диего Веласкеса
Страница книги отражений: 13 деталей картины «Менины» Диего Веласкеса

6. Менины. Менинами назывались молоденькие девушки-фрейлины. Слева — донья Мария Агустина де Сармьенто, справа — донья Исабель де Веласко.

Страница книги отражений: 13 деталей картины «Менины» Диего Веласкеса

7. Картины на дальней стене зала. Слева — «Афина и Арахна», справа — «Аполлон, сдирающий кожу с Марсия». В обоих мифологических сюжетах повествуется о том, как олимпийские боги наказали дерзновенных смертных, решивших соперничать с ними в изящных искусствах. Веласкес изображает себя на фоне этих картин в момент вдохновенной работы. По мнению сторонников Якимовича, так он противопоставляет себя героям мифологии и подчеркивает право художника на полную свободу вне любых ограничений — и небесных, и земных. Согласимся, что это мало вяжется со взглядом на Веласкеса как на подобострастного подданного.

Страница книги отражений: 13 деталей картины «Менины» Диего Веласкеса
Источник:
IanDagnall Computing / Alamy

8. Кувшин. Если королевский ребенок хотел пить, то согласно этикету сосуд с водой ему подносил паж. В нашем случае это донья Мария. Она стоит на одном колене и протягивает Маргарите серебряный поднос, на котором маленький кувшинчик из красной глины букаро.

Страница книги отражений: 13 деталей картины «Менины» Диего Веласкеса

9. Дуэнья (наставница) инфанты донья Марсела де Ульоа. На ней полумонашеская одежда в знак траура по умершему мужу.

10. Гвардадамас — придворный, исполняющий роль почетного эскорта дам.

Страница книги отражений: 13 деталей картины «Менины» Диего Веласкеса

11. Дон Хосе Ньето Веласкес — возможно, родственник художника, гофмаршал — старший дворецкий дворца.

Страница книги отражений: 13 деталей картины «Менины» Диего Веласкеса
Страница книги отражений: 13 деталей картины «Менины» Диего Веласкеса

12. Мария Барбола (слева) — любимая карлица инфанты.

13. Николасито Пертусато (справа) — шут-карлик.

Страница книги отражений: 13 деталей картины «Менины» Диего Веласкеса
Источник:
IanDagnall Computing / Alamy

ХУДОЖНИК
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес

1599 — родился в Севилье в семье нотариуса.
1610 или 1612 — поступил на обучение в мастерскую живописца Франсиско Пачеко.
1617 — женился на дочери Пачеко Хуане, к 1621 году она родила двух дочерей.
1623 — назначен личным художником короля Филиппа IV. С тех пор Веласкес единственный имел право писать портреты монарха.
1629 — отправился в путешествие по Италии с официальной целью приобрести картины для коллекции короля.
1649 — предпринял вторую экспедицию в Италию.
1650 — создал «Портрет папы Иннокентия X».
1656 — написал портрет семьи Филиппа IV, известный как «Менины».
1658 — посвящен в рыцари ордена Сантьяго — высшее достижение Веласкеса как придворного.
1660 — умер от лихорадки. Могила художника не сохранилась.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, май 2012

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения