Ягодные силки: как растения распространяют семена, «угощая» зверей и птиц

Вкусные ягоды любят все, вот только не все сочные съедобные плоды можно назвать ягодами в строго научном смысле слова

В природной мастерской существует великое множество механизмов для воспроизведения потомства. Арсенал растений в этом смысле очень разнообразен — всевозможные побеги, расползающиеся усы, невесомые споры и разнокалиберные семена, которые зачастую бывают заключены в мягкие округлые образования — ягоды. Последние в этом ряду являются, в свою очередь, особыми приспособленцами, потому как вызревают только лишь для того, чтобы сначала быть съеденными, а потом — вновь выросшими.

Ягодные силки: как растения распространяют семена, «угощая» зверей и птиц

Каждый год, от сезона до сезона, жизнь растения подчинена определенным циклам, приводящим в итоге к выращиванию семян. Для успешного размножения они должны не только созреть и приобрести определенные свойства, но и удачно «разлететься». Самые непритязательные из растений, такие, например, как маки, просто высыпают семена рядом со стеблем. Другие, как одуванчик, клен, береза или липа, пускают их по ветру. Лесная герань или растущая на городских задворках недотрога разбрасывает их в округе при резком раскрытии высыхающих плодов.

Существует и более эффективный способ, когда неподвижные растения используют для переноса семян тех, кто сам может активно двигаться, то есть всевозможных животных. И не только млекопитающих и птиц, но и пресмыкающихся, насекомых, рыб и даже моллюсков. По-научному это явление называется зоохорией. Так, репей и череда цепляются за шерсть и перья оказавшихся рядом зверей и птиц.

Но из всех выбранных эволюцией способов зоохории наиболее распространенным оказалась эндозоохория, то есть предложение семян в пищу. Именно для этого и нужны вкусные сочные ягоды. Их образование оказалось очень успешной стратегией, одинаково приемлемой для растений, занимающих различные климатические зоны: от тропиков до умеренных широт и даже тундр.

Из разных частей

Особенно много ягодообразователей среди двудольных растений. Прежде всего это известные всем малина, ежевика, морошка, костяника, земляника, черемуха, а также вишня, рябина, кизил — представители семейства розоцветных (Rosaceae). Щедры на ягоды и вересковые (Ericaceae), к которым относятся растения лесов и болот средней полосы: клюква, брусника, черника и голубика.

Есть ягодники у жимолостных (Caprifoliaceae) — калина, бузина и у крушиновых (Rhamnaceae), и у виноградовых (Vitaceae). Среди относящихся к однодольным растениям лилейных (Liliaceae) ягоды есть у ландыша, купены, вороньего глаза, майника.

Ягодные силки: как растения распространяют семена, «угощая» зверей и птиц

Ягоды малины обыкновенной (Rubus idaeus) образованы множеством отдельных плодиков — костянок с маленьким семечком внутри каждой. Яркий цвет и аромат зрелой малины сигнализируют животным о готовности ягод к употреблению

При этом каждое семейство решает проблему ягодообразования по-своему, используя для этого самые различные части растений. К примеру, вкусные ягоды земляники и клубники представляют собой разросшееся цветоложе, в которое вкраплены мелкие семечки — орешки.

Шишкоягоды можжевельника

Мякоть вишни, содержащая косточку, образуется из среднего слоя околоплодника, а плоды малины, ежевики или морошки возникают из множества маленьких и сросшихся «вишенок».

Многокосточковые ягоды винограда и паслена также образованы околоплодником. Ягоды брусники, черники, голубики или клюквы появляются из так называемой нижней завязи.

Плоды рябины, кизильника и боярышника наращивают вокруг своих семян цветочную трубку. Воистину, нет такой части растения, примыкающей к семечку, из которой у тех или иных видов не создавались бы ягоды!

Некоторые растения научились выращивать ягоды гораздо раньше, чем цвести. Сочные и яркие образования, содержащие внутри семена и привлекающие птиц и животных, появились в процессе эволюции уже у голосеменных растений, таких как ели, сосны, кипарисы и лиственницы.

Темно-синие сладкие «ягоды» можжевельника, из которых делают джин, на самом деле не что иное, как видоизмененные шишки. Ботаники называют их шишкоягодами. При большом увеличении видно, что эти «плоды» состоят из мясистых и сросшихся чешуй, точно таких же, как у шишек туи или кипариса.

Какие ягоды считаются настоящими

Ягодные силки: как растения распространяют семена, «угощая» зверей и птиц

Семена бересклета бородавчатого (Euonymus verrucosus) погружены в мякоть ягоды не полностью

Однако не все сочные съедобные плоды можно назвать ягодами в строго научном смысле слова. На этот счет в ботанике существует очень сложная и запутанная классификация. В результате долгих кропотливых изысканий в качестве ягод решили признать лишь один конкретный тип строения плода, который образуется из сросшихся пестиков и проходит далее довольно витиеватый путь развития и созревания.

Таким образом настоящими ягодами считают плоды винограда, томата, финиковой пальмы, паслена. С некоторой натяжкой к ягодам причисляют тыкву и арбуз, образующих плоды из нижней завязи, а не из верхней, как большинство «правильных» ягод. Для них даже существует особое название — тыквина.

Очень хочется назвать ягодами плоды, которые содержат одну косточку в середине: сливу, вишню, персик и черешню. Но не стоит торопиться, специалисты уже выяснили их происхождение и отнесли к группе костянок, куда попали также ежевика и малина в качестве так называемых сложных костянок. Напротив, кизил и боярышник с одной-единственной косточкой внутри мякоти за костянки не считают, а относят их к «яблокам», куда, конечно же, входят и плоды самих яблонь и груш.

Ягодные силки: как растения распространяют семена, «угощая» зверей и птиц

У банана (Musa) тоже есть ягоды, однако его окультуренные формы не содержат семян

Для того чтобы отличать все эти многочисленные годные в пищу приспособления от собственно ягод в узком понимании, ботаники применяют для них термин «диаспора», объединяющий любые части растений, предназначенные для расселения. Существуют в научном лексиконе и другие мудреные слова для обозначения съедобных плодов — диссеминула, мигрула, гермула, пропагула, но слово «ягода» в широком значении остается наиболее употребительным.

Съешь меня

Целый ряд особенностей ягод повышает их шансы на съедение. Вкус и запах выступают в качестве надежной приманки. Важно, чтобы мякоть предложенного «блюда» была сочной и вкусной, по крайней мере, для своего распространителя. Любое животное, попробовав плохую ягоду, навсегда откажется иметь дело с таким растением, и распространение его семян не состоится. С другой стороны, редкий зверь устоит перед тонким ароматом зрелой малины или земляники, нравится это лакомство и человеку.

Но в основном семена распространяют все-таки птицы. Они слабо чувствуют запахи, зато наделены острым зрением. Поэтому не случайна и «боевая» окраска ягод, делающая их хорошо заметными на фоне зеленой листвы: ярко-красная, оранжевая, желтая, синяя и даже черная.

Есть в запасе у растений и фокусы похитрее. К примеру, крушина ломкая в процессе созревания меняет бледно-желтый цвет ягод на красный и затем черный. Ветка крушины с ягодами разной степени зрелости похожа на светофор и хорошо заметна издали. Плоды бересклета также состоят из ярких и контрастных разноцветных частей — розовых, оранжевых и черных.

Ягодные силки: как растения распространяют семена, «угощая» зверей и птиц

Небольшие мягкие ягоды зверобоя красильного (Hypericum androsaemum) меняют цвет с красного на черный по мере созревания, привлекая таким образом внимание птиц

А для того чтобы птицы и звери не уничтожали молодые, не зрелые еще ягоды, у них есть приспособления другого типа: «маскировочная» зеленая окраска, горький или кислый вкус, жесткая мякоть. Насколько привлекательны созревшие ягоды, настолько же невкусны незрелые.

Семена и их путь

Путешествие семян начинается с того момента, как ягоды оказались в клювах птиц. Многие из них будут потеряны уже по дороге, далеко от материнского растения, но большая их часть попадет в желудки пернатых. Прохождение через кишечник и выпадение на землю вместе с пометом — задача не из легких. После такой процедуры семена должны сохранять всхожесть. Для выполнения этой задачи семенам предписан целый ряд свойств.

В первую очередь они должны быть небольшими, чтобы птицы легко заглатывали их. Кроме того, зернышки заключены в прочную оболочку, устойчивую к действию пищеварительных соков и механическим повреждениям.

Ягодные силки: как растения распространяют семена, «угощая» зверей и птиц

Яркие, собранные в кисти ягоды пираканты (Pyracantha) — кустарника подсемейства яблоневых — созревают в середине осени и держатся до весны, предоставляя птицам возможность питаться всю зиму

Позаботились растения и о том, чтобы семена быстрее покидали организм своего носителя, не успев перевариться. Для этого в мякоти ягод часто содержатся особые вещества, обладающие слабительным эффектом. У одних он выражен сильнее, у других — слабее. В среднерусских лесах чемпионом по этой части считают крушину ломкую.

Прохождение через пищеварительную систему зверей и птиц для ягод некоторых видов стало просто необходимым — их семечко, не обработанное желудочными кислотами, не сможет прорасти сквозь прочную оболочку! Эти растения не ускоряют, а, наоборот, замедляют прохождение семян через желудочно-кишечный тракт. Так приспособилась черемуха, мякоть которой обладает вяжущим действием.

Ягодные силки: как растения распространяют семена, «угощая» зверей и птиц

Запах и питательные вещества ягод привлекают к ним грызунов и хищных млекопитающих. Но не все ягоды становятся пищей животных, многие просто теряются по дороге, что также способствует их распространению

Даже ядовитые или несъедобные для человека ягоды, которых немало, безвредны для своих основных распространителей — птиц. Таковы волчье лыко, вороний глаз, лесная жимолость, яркие плоды ландыша, купены, бересклета. Впрочем (как считают гомеопаты. — Прим. ред.) употребленные в небольших количествах ядовитые для нас вещества могут стать лекарствами, поэтому многие гомеопатические препараты изготавливаются на основе несъедобных и даже ядовитых ягод.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2005, частично обновлен в ноябре 2023