Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Убитая трасса в Хасан и тепловоз ради одного пассажира: как в 90-е ездили в КНДР на поезде — рассказ от первого лица

Сейчас между Москвой и Пхеньяном снова ходит беспересадочный вагон, но 30 лет назад маршрут был гораздо сложнее

26 июня 20251
На перроне железнодорожного вокзала Пхеньяна, архивное фото 2007 года | Источник: Roberto Fumagalli via Legion Media

На перроне железнодорожного вокзала Пхеньяна, архивное фото 2007 года

Источник:

Roberto Fumagalli via Legion Media

26 июня 2025 года в 01:00 ночи с Ярославского вокзала Москвы отправился первый за пять с лишним лет беспересадочный вагон до Пхеньяна, столицы Корейской Народно-Демократической Республики. Большую часть пути, который займет 8 суток 14 часов 58 минут, вагон проведет в «голове» поезда № 002 «Россия» Москва–Владивосток.

По пути запланированы остановки на всех крупных и малых станциях Транссиба. 3 июля в 11:45 состав должен приехать на приграничную станцию Туманган в Северной Корее, где запланирована остановка длительностью 3 часа 45 минут, после чего поезд еще полтора дня будет следовать по территории КНДР. В Пхеньян московский вагон прибудет 4 июля в 21:58.

Это первый беспересадочный вагон из Москвы в столицу соседней страны после начала пандемии коронавируса — рейсы поставили на паузу 3 февраля 2020 года. А еще раньше маршрут из Москвы в Пхеньян был совсем другим — с несколькими пересадками. Как проходили путешествия из России в Северную Корею в 1990-е годы, нам рассказала председатель Независимого профсоюза «Новый Труд» Дарья Митина, посетившая КНДР четыре раза с 1996-го по 2024 год. Далее текст от первого лица.

Что за вагоны курсируют между Москвой и Пхеньяном

Многие СМИ публикуют не совсем корректную информацию, будто запущен поезд Москва — Пхеньян или Пхеньян — Москва. Это не совсем так. На самом деле просто восстановлено железнодорожное сообщение в том же формате, что и до пандемии.

Железнодорожный вокзал Пхеньяна, архивное фото | Источник: Getty Images

Железнодорожный вокзал Пхеньяна, архивное фото

Источник:
Getty Images

Раньше ходил российский фирменный поезд «Россия» (Москва — Владивосток), к которому прикрепляли один-два вагона. Потом их отцепляли на станции Хасан, и дальше корейский локомотив вез их до пограничного пункта Туманган. Сейчас возобновляется тот же самый формат.

Москва — Пхеньян — это самый длинный железнодорожный маршрут в мире — больше 10 тысяч километров, почти 10,5 тысячи. Путешествие займет около девяти суток. Конечно, это вариант для любителей экзотики, но мы такое только приветствуем.

График жесткий: поезд будет ходить два раза в месяц из Москвы и два раза в месяц из Пхеньяна. Так что если брать билеты туда-обратно, придется четко рассчитать время — уехать, когда захочется, не получится. Все по расписанию.

Почему такие интервалы? Во-первых, не так много отважных людей, готовых провести в дороге девять дней. Во-вторых, есть авиасообщение: в Пхеньян можно долететь либо через Китай (до Пекина, а оттуда — в Пхеньян), либо прямым рейсом Владивосток — Пхеньян. Но железнодорожный путь в Пхеньян — уже само по себе туристическое приключение.

Источник: предоставлено Дарьей Митиной
Источник:

предоставлено Дарьей Митиной

Как добирались в КНДР из России в 90-е годы XX века

Но мало кто знает, как добирались в КНДР в 90-е, сразу после распада СССР и до открытия маршрута Москва — Пхеньян. Я ездила в КНДР впервые еще в 1996 году. Маршрут тогда был такой: сначала перелет из Москвы во Владивосток, потом поезд Владивосток — Уссурийск — этот состав «трюхал» почти целый день, небыстрый был поезд, скажем так. (Сейчас электричка-экспресс едет из Владивостока в Уссурийск 1 час 50 минут, а поезда дальнего следования проделывают этот путь за два часа с небольшим. — Прим. Vokrugsveta.ru.)

А уже из Уссурийска добиралась автобусом Уссурийск — Хасан — это пограничный пункт, главные железнодорожные ворота в КНДР. На автобусе тогда ехала часов пять. И, скажу вам, трястись по тем дорогам, что были в 90-е, было настоящим испытанием — сейчас, конечно, Приморский край сильно преобразился, дороги стали совсем другие.

Железнодорожный Мост дружбы между Россией и Северной Кореей. На момент написания этого материала в июне 2025 года это единственный прямой путь между странами по земле и не через Китай, однако новый автомобильный мост уже строится и должен быть готов через два года | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru

Железнодорожный Мост дружбы между Россией и Северной Кореей. На момент написания этого материала в июне 2025 года это единственный прямой путь между странами по земле и не через Китай, однако новый автомобильный мост уже строится и должен быть готов через два года

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

У меня было приглашение от корейской стороны. Думаю, читателям и так понятно, что попасть в КНДР можно только по приглашению или в составе организованной туристической группы. Приглашение может быть либо от государственных структур (от университета, госучреждения или предприятия), либо от общественных организаций (которые, конечно, чаще всего связаны с государством).

Все мои визиты проходили по политическим приглашениям — от ЦК Трудовой партии Кореи, ЦК Союза социалистической трудовой молодежи (это их «комсомол», который с тех пор дважды менял название), либо от Академии наук КНДР. И каждый раз это выглядело одинаково.

Источник: предоставлено Дарьей Митиной
Источник:

предоставлено Дарьей Митиной

В те годы (особенно в 1996-м) корейцы высылали за гостями специальный тепловоз — настоящий раритет даже по тогдашним меркам — достаточно архаического вида. Сейчас таких уже не найти — КНДР за четверть века изменилась даже больше, чем Россия. Кто видел страну в 90-е, сейчас ее просто не узнает.

В КНДР ехали очень немногие граждане — единицы. И это был уникальный случай в 1996 году, когда тепловоз прислали персонально за мной. Корейцы забирают тебя на этом тепловозе в Хасане и везут в Туманган.

Дорога в Туманган очень интересная и недолгая. Где-то посередине пути находится так называемый Дом Дружбы. Раньше он был советско-корейский, теперь — российско-корейский. Вот такое здание, построенное с символическими целями. Это первое, что запоминается.

Источник: Телеграмма РЖД / T.me
Источник:

Телеграмма РЖД / T.me

Чем отличаются пейзажи Приморского края РФ от северокорейских

Но самое главное — оглушительное впечатление от смены ландшафта. Казалось бы, Приморский край и север КНДР — примерно одна природная зона, ожидаешь увидеть и там, и там одинаковые пейзажи. Но стоит пересечь границу — и окружающий ландшафт меняется мгновенно. Сразу видно, что ты в другой стране. Природа Приморья и природа КНДР разительно отличаются. Другие растения, иначе выглядят горы и холмы.

Вообще, Северная Корея — горная страна. Горы видны отовсюду, где бы ты ни находился — даже в равнинной местности: они похожи на холмы, пригорки, а где-то — на настоящие горы, вроде вершины Мёхянсан.

Но главное, что резко отличает пейзаж КНДР от российского, — антропогенный ландшафт: видно, как человек воздействует на природу. По склону гор идут огромные иероглифы. Обычно это либо политические лозунги, либо цитаты кого-то из «триады Кимов» — Ким Ир Сена, Ким Чен Ира. Цитат Ким Чен Ына я лично не видела, но, наверное, они уже есть или скоро появятся.

Кстати, встречаются даже цитаты Ленина. На любой поросшей деревьями горе массив леса вырубают в форме букв или выкладывают надпись огромными валунами. Кстати, в Приморье таких валунов я не встречала. А в КНДР — гигантские камни, каждый сам по себе — с хорошую гору.

И все это ты наблюдаешь на коротком отрезке пути Хасан — Туманган.

Источник: предоставлено Дарьей Митиной
Источник:

предоставлено Дарьей Митиной

Как проходит таможенный досмотр на границе России и КНДР

В Тумангане тебя встречают специальные сопровождающие. Если ты турист — обычный таможенный досмотр, как везде. Неважно, въезжаешь по железной дороге или самолетом.

Но если ты дорогой гость, приглашенный какой-нибудь корейской организацией, досмотр будет чисто формальным или его вообще не будет. У тебя берут паспорт. Если ты очень желанный гость — ведут в зал официальных делегаций. Если не какой-то почетный, то тебе отдают паспорт, проставив соответствующие штампы.

Что касается таможенных правил — тут своя специфика. С алкоголем проблем обычно нет: хоть шесть бутылок, хоть десять. То же с сигаретами — три блока, пять — пожалуйста. Зато придирчиво проверяют печатную продукцию. На любом языке, особенно если это не корейский, а, скажем, русский или английский.

Кореянка провожает своего мужа, который отправляется на поезде в Пекин, архивное фото 2005 года. Снимок дает представление о северокорейских вагонах. Фотографий корейских поездов из 1990-х у автора текста не осталось, поскольку запрет на съемку в КНДР в те годы был строже, чем сейчас, а фотоаппараты и редкие тогда мобильные телефоны требовалось сдавать на границе | Источник: Getty Images

Кореянка провожает своего мужа, который отправляется на поезде в Пекин, архивное фото 2005 года. Снимок дает представление о северокорейских вагонах. Фотографий корейских поездов из 1990-х у автора текста не осталось, поскольку запрет на съемку в КНДР в те годы был строже, чем сейчас, а фотоаппараты и редкие тогда мобильные телефоны требовалось сдавать на границе

Источник:
Getty Images

Что туристам нельзя вывозить из Северной Кореи

Лайфхак: если не хотите задержек, лучше вообще не брать с собой газет, журналов или даже любимой книги. То же самое — на выезде. Если вам подарили книгу или газету (или вы сами где-то раздобыли), а вы — официальная делегация с сопровождающими, проблем не будет. Даже при досмотре достаточно сказать: «Это подарок от корейских товарищей».

Если вы турист без сопровождающих, которые могли бы ускорить прохождение границы, лучше вообще не брать с собой печатную продукцию. Как-нибудь переживете эти 7, 8 или 11 дней — именно на такой срок обычно приезжают в КНДР. Есть и длинный формат — 21 день, но это очень дорого, и вряд ли вы выберете такой вариант. Это, как правило, либо лыжные курорты (несколько уже открыто), либо пляжный отдых (сейчас там обустраивают отличные пляжи).

А еще 21 день — это стандартная смена в корейском пионерском лагере «Сондовон». Прямо как в Советском Союзе. Замечательное место — наш «Артек» отдыхает, как говорится! Мы возили туда детей большими группами — они в восторге, уезжать не хотят. Море, пляж, лес, атмосфера — все на высшем уровне.

Источник: предоставлено Дарьей Митиной
Источник:

предоставлено Дарьей Митиной

Но вернемся к границе. С сувенирами и подарками проблем обычно нет, но могут возникнуть вопросы по ножам и газовым баллончикам. Что еще можно взять? Любые сувениры, покупки. Если берете ювелирку (а ее сейчас много — показатель растущего благосостояния корейцев), обязательно сохраняйте чеки и сертификаты.

В 90-е ювелирных магазинов почти не было, даже высокопоставленные дамы обходились без украшений. Сейчас это норма, как в любой другой стране, — появился платежеспособный спрос у корейцев.

Больше особых рекомендаций нет. В 90-е мы добирались так. Сейчас, конечно, все иначе, но базовые правила остаются неизменными годами.

Что почитать о путешествиях в Северную Корею

Вам интересно посетить Северную Корею?

  • 11.8%
    Да, я бы поехал на поезде!
  • 47.1%
    Да, но предпочту самолет или автобус из Владивостока
  • 17.6%
    Нет, спасибо, такая экзотика не для меня
  • 23.5%
    Даже не знаю… Если недорого, наверное, съездил бы
  • 0.0%
    Свой вариант в комментарии

Ранее мы публиковали расписание поездов из Москвы и Хабаровска в Пхеньян, а также показывали видео таможенной службы, где можно увидеть корейский вагон изнутри и снаружи. В другом материале мы рассказывали, сколько стоят ж/д-билеты в Пхеньян из разных городов России.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условияпользовательского соглашения