26 июня 2025 года в 01:00 ночи с Ярославского вокзала Москвы отправился первый за пять с лишним лет беспересадочный вагон до Пхеньяна, столицы Корейской Народно-Демократической Республики. Большую часть пути, который займет 8 суток 14 часов 58 минут, вагон проведет в «голове» поезда № 002 «Россия» Москва–Владивосток.
По пути запланированы остановки на всех крупных и малых станциях Транссиба. 3 июля в 11:45 состав должен приехать на приграничную станцию Туманган в Северной Корее, где запланирована остановка длительностью 3 часа 45 минут, после чего поезд еще полтора дня будет следовать по территории КНДР. В Пхеньян московский вагон прибудет 4 июля в 21:58.
Это первый беспересадочный вагон из Москвы в столицу соседней страны после начала пандемии коронавируса — рейсы
Что за вагоны курсируют между Москвой и Пхеньяном
Многие СМИ публикуют не совсем корректную информацию, будто запущен поезд Москва — Пхеньян или Пхеньян — Москва. Это не совсем так. На самом деле просто восстановлено железнодорожное сообщение в том же формате, что и до пандемии.
Раньше ходил российский фирменный поезд «Россия» (Москва — Владивосток), к которому прикрепляли один-два вагона. Потом их отцепляли на станции Хасан, и дальше корейский локомотив вез их до пограничного пункта Туманган. Сейчас возобновляется тот же самый формат.
Москва — Пхеньян — это самый длинный железнодорожный маршрут в мире — больше 10 тысяч километров, почти 10,5 тысячи. Путешествие займет около девяти суток. Конечно, это вариант для любителей экзотики, но мы такое только приветствуем.
График жесткий: поезд будет ходить два раза в месяц из Москвы и два раза в месяц из Пхеньяна. Так что если брать билеты туда-обратно, придется четко рассчитать время — уехать, когда захочется, не получится. Все по расписанию.
Почему такие интервалы? Во-первых, не так много отважных людей, готовых провести в дороге девять дней. Во-вторых, есть авиасообщение: в Пхеньян можно долететь либо через Китай (до Пекина, а оттуда — в Пхеньян), либо прямым рейсом Владивосток — Пхеньян. Но железнодорожный путь в Пхеньян — уже само по себе туристическое приключение.
Как добирались в КНДР из России в 90-е годы XX века
Но мало кто знает, как добирались в КНДР в 90-е, сразу после распада СССР и до открытия маршрута Москва — Пхеньян. Я ездила в КНДР впервые еще в 1996 году. Маршрут тогда был такой: сначала перелет из Москвы во Владивосток, потом поезд Владивосток — Уссурийск — этот состав «трюхал» почти целый день, небыстрый был поезд, скажем так. (Сейчас электричка-экспресс едет из Владивостока в Уссурийск 1 час 50 минут, а поезда дальнего следования проделывают этот путь за два часа с небольшим. — Прим. Vokrugsveta.ru.)
А уже из Уссурийска добиралась автобусом Уссурийск — Хасан — это пограничный пункт, главные железнодорожные ворота в КНДР. На автобусе тогда ехала часов пять. И, скажу вам, трястись по тем дорогам, что были в 90-е, было настоящим испытанием — сейчас, конечно, Приморский край сильно преобразился, дороги стали совсем другие.
У меня было приглашение от корейской стороны. Думаю, читателям и так понятно, что попасть в КНДР можно только по приглашению или в составе организованной туристической группы. Приглашение может быть либо от государственных структур (от университета, госучреждения или предприятия), либо от общественных организаций (которые, конечно, чаще всего связаны с государством).
Все мои визиты проходили по политическим приглашениям — от ЦК Трудовой партии Кореи, ЦК Союза социалистической трудовой молодежи (это их «комсомол», который с тех пор дважды менял название), либо от Академии наук КНДР. И каждый раз это выглядело одинаково.
В те годы (особенно в 1996-м) корейцы высылали за гостями специальный тепловоз — настоящий раритет даже по тогдашним меркам — достаточно архаического вида. Сейчас таких уже не найти — КНДР за четверть века изменилась даже больше, чем Россия. Кто видел страну в 90-е, сейчас ее просто не узнает.
В КНДР ехали очень немногие граждане — единицы. И это был уникальный случай в 1996 году, когда тепловоз прислали персонально за мной. Корейцы забирают тебя на этом тепловозе в Хасане и везут в Туманган.
Дорога в Туманган очень интересная и недолгая. Где-то посередине пути находится так называемый Дом Дружбы. Раньше он был советско-корейский, теперь — российско-корейский. Вот такое здание, построенное с символическими целями. Это первое, что запоминается.
Чем отличаются пейзажи Приморского края РФ от северокорейских
Но самое главное — оглушительное впечатление от смены ландшафта. Казалось бы, Приморский край и север КНДР — примерно одна природная зона, ожидаешь увидеть и там, и там одинаковые пейзажи. Но стоит пересечь границу — и окружающий ландшафт меняется мгновенно. Сразу видно, что ты в другой стране. Природа Приморья и природа КНДР разительно отличаются. Другие растения, иначе выглядят горы и холмы.
Вообще, Северная Корея — горная страна. Горы видны отовсюду, где бы ты ни находился — даже в равнинной местности: они похожи на холмы, пригорки, а где-то — на настоящие горы, вроде вершины Мёхянсан.
Но главное, что резко отличает пейзаж КНДР от российского, — антропогенный ландшафт: видно, как человек воздействует на природу. По склону гор идут огромные иероглифы. Обычно это либо политические лозунги, либо цитаты кого-то из «триады Кимов» — Ким Ир Сена, Ким Чен Ира. Цитат Ким Чен Ына я лично не видела, но, наверное, они уже есть или скоро появятся.
Кстати, встречаются даже цитаты Ленина. На любой поросшей деревьями горе массив леса вырубают в форме букв или выкладывают надпись огромными валунами. Кстати, в Приморье таких валунов я не встречала. А в КНДР — гигантские камни, каждый сам по себе — с хорошую гору.
И все это ты наблюдаешь на коротком отрезке пути Хасан — Туманган.
Как проходит таможенный досмотр на границе России и КНДР
В Тумангане тебя встречают специальные сопровождающие. Если ты турист — обычный таможенный досмотр, как везде. Неважно, въезжаешь по железной дороге или самолетом.
Но если ты дорогой гость, приглашенный какой-нибудь корейской организацией, досмотр будет чисто формальным или его вообще не будет. У тебя берут паспорт. Если ты очень желанный гость — ведут в зал официальных делегаций. Если не какой-то почетный, то тебе отдают паспорт, проставив соответствующие штампы.
Что касается таможенных правил — тут своя специфика. С алкоголем проблем обычно нет: хоть шесть бутылок, хоть десять. То же с сигаретами — три блока, пять — пожалуйста. Зато придирчиво проверяют печатную продукцию. На любом языке, особенно если это не корейский, а, скажем, русский или английский.
Что туристам нельзя вывозить из Северной Кореи
Лайфхак: если не хотите задержек, лучше вообще не брать с собой газет, журналов или даже любимой книги. То же самое — на выезде. Если вам подарили книгу или газету (или вы сами где-то раздобыли), а вы — официальная делегация с сопровождающими, проблем не будет. Даже при досмотре достаточно сказать: «Это подарок от корейских товарищей».
Если вы турист без сопровождающих, которые могли бы ускорить прохождение границы, лучше вообще не брать с собой печатную продукцию. Как-нибудь переживете эти 7, 8 или 11 дней — именно на такой срок обычно приезжают в КНДР. Есть и длинный формат — 21 день, но это очень дорого, и вряд ли вы выберете такой вариант. Это, как правило, либо лыжные курорты (несколько уже открыто), либо пляжный отдых (сейчас там обустраивают отличные пляжи).
А еще 21 день — это стандартная смена в корейском пионерском лагере «Сондовон». Прямо как в Советском Союзе. Замечательное место — наш «Артек» отдыхает, как говорится! Мы возили туда детей большими группами — они в восторге, уезжать не хотят. Море, пляж, лес, атмосфера — все на высшем уровне.
Но вернемся к границе. С сувенирами и подарками проблем обычно нет, но могут возникнуть вопросы по ножам и газовым баллончикам. Что еще можно взять? Любые сувениры, покупки. Если берете ювелирку (а ее сейчас много — показатель растущего благосостояния корейцев), обязательно сохраняйте чеки и сертификаты.
В 90-е ювелирных магазинов почти не было, даже высокопоставленные дамы обходились без украшений. Сейчас это норма, как в любой другой стране, — появился платежеспособный спрос у корейцев.
Больше особых рекомендаций нет. В 90-е мы добирались так. Сейчас, конечно, все иначе, но базовые правила остаются неизменными годами.
Что почитать о путешествиях в Северную Корею
Отели не хуже турецких, а туристы — VIP-персоны: как иностранцы отдыхают в КНДР — рассказ россиянки
Понравилось всё, кроме еды: школьница из России побывала в КНДР и развеяла 3 главных мифа об этой стране
В деревне пашут на быках, 4-полосные трассы пустые: что увидел россиянин в КНДР и сколько стоит там побывать
«Проявлял нездоровый интерес к месту моей работы». Правда ли, что все гиды в КНДР — агенты спецслужб?
Вам интересно посетить Северную Корею?
- 11.8%Да, я бы поехал на поезде!
- 47.1%Да, но предпочту самолет или автобус из Владивостока
- 17.6%Нет, спасибо, такая экзотика не для меня
- 23.5%Даже не знаю… Если недорого, наверное, съездил бы
- 0.0%Свой вариант в комментарии
Ранее мы публиковали расписание поездов из Москвы и Хабаровска в Пхеньян, а также показывали видео таможенной службы, где можно увидеть корейский вагон изнутри и снаружи. В другом материале мы рассказывали, сколько стоят ж/д-билеты в Пхеньян из разных городов России.