Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

11 дней из Москвы до Сахалина — на двух поездах и пароме: личный опыт режиссера-путешественницы

Россия, которой нет в путеводителях

12 сентября 2025Обсудить

​​Специально для Vokrugsveta.ru Богдана Павлова, режиссер и сценарист, рассказала о своем путешествии. Далее — текст от первого лица.

На лето 2025 у меня была запланирована командировка на Сахалин. И поскольку было время, добраться до острова я решила не на самолете, а по суше и воде. Когда еще может выпасть возможность посмотреть на страну: от Москвы до Охотского моря?

Моё окружение разделилось на два лагеря: тех, кто крутил пальцем у виска, говоря, что это впустую потраченная неделя, и вообще сумасшествие, и тех, кто считал это классной затеей. Но объединяло всех то, что все же никто не решился составить мне компанию.

Так в большое путешествие по стране я отправилась одна, в ночь с 10 на 11 мая, с Ярославского вокзала, сев на фирменный поезд «Россия» (маршрут Москва — Владивосток).

В поезде «Россия» | Источник: Богдана Павлова

В поезде «Россия»

Источник:

Богдана Павлова

Особенности маршрута

Расстояние от Москвы до острова Сахалин по дороге составляет около 9 300 км. Прямого ж/д сообщения нет. Сахалин — остров, поэтому мне предстояло сделать несколько пересадок, включая переход через Татарский пролив на пароме.

Мой путь делился на несколько частей:

1. Транссибирская магистраль

От Москвы мне нужно было доехать на поезде до Хабаровска и пересесть на другой поезд «Хабаровск — Ванино».

Между материком и островом Сахалин нет моста, поэтому добраться до острова можно, воспользовавшись паромной переправой «Ванино-Холмск».

2. Паромная переправа «Ванино-Холмск»

Пожалуй, это самый волнительный для меня участок пути. Паром отправляется из порта Ванино (материк) и преодолевает расстояние 260 км по Татарскому проливу до порта города Холмск (Сахалин). Дорога занимает от 10 до 20 часов, в зависимости от погодных условий. Большую часть пути нет связи.

Часть 1. Поезд «Россия». Транссибирская магистраль

Пассажиров, которые проезжают почти весь маршрут, не так много, и, конечно, мы вызываем удивление. На вокзале в Москве проводница удивленно приподняла брови и, улыбнувшись, сказала: «Надо же, Хабаровск!». Все мои попутчики реагировали по-разному, в основном спрашивали «А зачем это вам?».

Я беспокоилась о том, как пройдет эта неделя в поезде, насколько это будет тяжело. Но все было комфортно. Для такого длительного путешествия лучше выбирать фирменный поезд, где есть кондиционер, вагон-ресторан и душ в каждом вагоне. В поезде было чисто, каждый день происходила уборка.

В вагоне поезда | Источник: Богдана Павлова

В вагоне поезда

Источник:

Богдана Павлова

На первые дни у меня был с собой запас еды: готовый рацион на день в боксах. Но я понимала, что взять еду на всю поездку будет невозможно, и в пути мне хотелось обойтись без лапши быстрого приготовления, поэтому на больших станциях я заказывала к своему вагону местную кухню с локальными блюдами.

Иногда покупала еду в привокзальных кафе (тут нужно быть аккуратным и советоваться с проводниками насчет безопасных мест). Так, в Улан-Удэ я купила буузы и поедала их, любуясь видами Бурятии за окном. А в Новосибирске я встретилась с друзьями, которые приготовили мне в дорогу шашлык.

Бурятия | Источник: Богдана Павлова

Бурятия

Источник:

Богдана Павлова

Не везде можно заказать доставку, но в поезде есть вагон-ресторан, где готовят знакомые домашние блюда — солянку, жаркое, также есть наборы комбо, в которые входят суп, салат, второе и сок.

В поезде я провела 6 суток, 7 ночей, 7 часов и 50 минут. Я ехала в купе, и за это время сменилось 6 попутчиков, люди разных возрастов и профессий: рефери (судья по боксу), возвращающийся с соревнований, молодая мама с ребенком, бывший машинист…

Вид на поселок в Восточной Сибири | Источник: Богдана Павлова

Вид на поселок в Восточной Сибири

Источник:

Богдана Павлова

Обычно пассажиры садятся в одном большом городе и едут до следующего большого города. Узнав о моей «кругосветке» каждый хотел рассказать, чем знаменит их регион. И это, кстати, один из плюсов таких путешествий для туристов — рассказ от местного из первых уст о своем крае: легендах, интересных местах, как туристических, так и известных только местным, об уникальной еде.

Вид на реку Обь | Источник: Богдана Павлова

Вид на реку Обь

Источник:

Богдана Павлова

Мне запомнилась красивая легенда от моего попутчика, которую он рассказал, когда поезд проезжал вдоль Ангары. Это единственная река, которая вытекает из Байкала, все остальные в него впадают. В легенде это обыгрывается так: влюбленная Ангара хотела сбежать от отца Байкала к любимому Енисею, но Байкал ее не отпускал, она плакала, призывая на помощь ручьи, и они помогли ей воссоединиться с любимым Енисеем.

Ангара, вид на Иркутск | Источник: Богдана Павлова

Ангара, вид на Иркутск

Источник:

Богдана Павлова

Я была уверена, что за дорогу успею прочитать пару книг и посмотреть сериал, но мне было не до того. Моими развлечениями в поезде были разговоры с попутчиками, постоянно меняющиеся грандиозные виды за окном, от которых я не могла оторваться и постоянно что-то фотографировала, а иногда мои попутчики сами говорили: «Богдана, не пропусти, там сейчас красиво!».

Я делилась путевыми заметками в канале, который читали и комментировали друзья и коллеги. В общем, настоящая дорожная романтика.

Вокзал Омска | Источник: Богдана Павлова

Вокзал Омска

Источник:

Богдана Павлова

Один из главных досугов — прогулки по ж/д станциям. На некоторых станциях поезд стоит долго, и можно успеть встретится со знакомыми, живущими в этом городе, или погулять поблизости.

Забайкалье, из окна поезда | Источник: Богдана Павлова

Забайкалье, из окна поезда

Источник:

Богдана Павлова

Ялуторовск, из окна поезда | Источник: Богдана Павлова

Ялуторовск, из окна поезда

Источник:

Богдана Павлова

Где-то есть красивые и уникальные вокзалы, например, на станции Слюдянка — единственный в мире действующий вокзал, построенный из белого и розового мрамора. Где-то интересные названия, например, станция «Зима», или единственная в стране станция, названная по имени и отчеству «Ерофей Павлович», в честь Хабарова — исследователя приамурских земель.

Станция «Ерофей Павлович» | Источник: Богдана Павлова

Станция «Ерофей Павлович»

Источник:

Богдана Павлова

Поскольку поезд едет из Москвы, то он едет в «будущее»: каждый день меняется часовой пояс, иногда и не один. И в какой-то момент биоритмы полностью сбиваются. На 4 день я проснулась по местному времени в обед. И по ощущениям, чем ближе мы были к Дальнему Востоку, тем быстрее летело время. На подъезде к Хабаровску я уже перестроилась на местное время.

Забайкалье | Источник: Богдана Павлова
Забайкалье | Источник: Богдана Павлова
Забайкалье | Источник: Богдана Павлова

Моим любимым отрезком пути была дорога по Забайкалью. Удивительно красивый и суровый край с дикой природой, и кристальным воздухом. Было ощущение сказочности от этого отрезка пути, как будто все пропитано легендами.

Озеро Байкал | Источник: Богдана Павлова

Озеро Байкал

Источник:

Богдана Павлова

Если говорить о разочарованиях, то я очень надеялась увидеть озеро Байкал, мимо которого поезд едет в течении 3 часов, но тут нужно внимательно выбирать билеты. Мой поезд проезжал Байкал ночью, поэтому его вообще не было видно, что обидно. Но на обратном пути мне все же удалось увидеть озеро.

Озеро Байкал | Источник: Богдана Павлова

Озеро Байкал

Источник:

Богдана Павлова

Такое железнодорожное путешествие уникально тем, что ежедневно на твоих глазах меняются ландшафты и климат, все очень живописно.

Поезд едет через леса и степи, по тем местам, где не проезжают машины, можно увидеть буйную природу — березняк на Урале, горы Кунгура, много известных рек, озеро Байкал, степи Забайкалья, на подъезде к Дальнему Востоку — цветение багульника.

И составить список мест и городов, с которыми необходимо познакомиться подробнее, приехав еще раз. Для себя я отметила Красноярский край и Бурятию.

Часть 2. Хабаровск — Ванино

Хабаровск

Моя первая пересадка — город с пятитысячной купюры Хабаровск. На выходе из вокзала туристов встречает памятник Ерофею Хабарову.

Хабаровск стоит на трёх холмах, и такие резкие перепады рельефа придают ему особый шарм.

Памятник Муравьеву-Амурскому, Хабаровск | Источник: Богдана Павлова

Памятник Муравьеву-Амурскому, Хабаровск

Источник:

Богдана Павлова

В центре красивая архитектура: много колоритных зданий, например, «Дом пионеров» (ныне Дом детского творчества), изначально построенный как здание городской управы. Приятно гулять по улице Муравьева-Амурского, разглядывая старые дома — доходный дом Хлебниковых, доходный дом Пьянковых, Торговый дом «Кунст и Альберс».

Улица Муравьева-Амурского, Хабаровск | Источник: Богдана Павлова

Улица Муравьева-Амурского, Хабаровск

Источник:

Богдана Павлова

Памятник Хабарову у вокзала, Хабаровск | Источник: Богдана Павлова

Памятник Хабарову у вокзала, Хабаровск

Источник:

Богдана Павлова

Мне повезло попасть в сезон цветения сакуры, которая высажена по обеим сторонам лестницы, ведущей от Градо-Хабаровского собора Успения Божией Матери до набережной.

Набережная адмирала Невельского — красивое и живописное место с прекрасным видом на реку Амур. В центре набережной — Амурский утес. Там же находится памятник генерал-губернатору Муравьеву-Амурскому, который можно увидеть на пятитысячной купюре, а на втором обороте купюры — мост через реку Амур.

Вид на реку Амур, Хабаровск | Источник: Богдана Павлова

Вид на реку Амур, Хабаровск

Вид на Утес, Хабаровск | Источник: Богдана Павлова

Вид на Утес, Хабаровск

Доходный дом Хлебниковых, Хабаровск | Источник: Богдана Павлова

Доходный дом Хлебниковых, Хабаровск

Улицы Хабаровска | Источник: Богдана Павлова

Улицы Хабаровска

Цветение Сакуры, Хабаровск | Источник: Богдана Павлова

Цветение Сакуры, Хабаровск

1 из 6

Вид на реку Амур, Хабаровск

Источник:

Богдана Павлова

В Хабаровске уже начинает чувствоваться близость Востока: праворульные машины, обилие азиатской кухни, особенно китайской. Местные настолько к ней привыкли, что им захотелось чего-то нового, и теперь популярность набирают блюда кавказской и узбекской кухни. На Дальнем Востоке буйная флора, поэтому в меню многих заведений часто встречаются дикоросы — особенно популярны папоротник и стрелки чеснока.

Пение эвенов, Краеведческий музей, Хабаровск | Источник: Богдана Павлова

Пение эвенов, Краеведческий музей, Хабаровск

Источник:

Богдана Павлова

Скелет кита финвала, Краеведческий музей, Хабаровск | Источник: Богдана Павлова

Скелет кита финвала, Краеведческий музей, Хабаровск

Источник:

Богдана Павлова

Я посетила Гродековский краеведческий музей, который находится в монументальном здании конца XIX века. Там представлена большая экспозиция о культуре коренных народов Приамурья и природе Дальнего Востока. Впечатлил скелет кита финвала, а в холле музея я послушала горловое пение эвенов.

На следующее утро я снова отправилась в путь, села на поезд «Хабаровск — Ванино», чтобы из ванинского порта отплыть на Сахалин. Это не самый современный поезд, но чистый и с кондиционером.

Вид из окна поезда Хабаровск — Ванино | Источник: Богдана Павлова

Вид из окна поезда Хабаровск — Ванино

Источник:

Богдана Павлова

Вид из окна поезда Хабаровск — Ванино | Источник: Богдана Павлова

Вид из окна поезда Хабаровск — Ванино

Источник:

Богдана Павлова

Путь занял сутки, за окном поезда был Дальневосточный пейзаж — сопки, леса. Среди больших городов, которые проезжал поезд, — Комсомольск-на-Амуре, где стоянка была примерно час. Вскоре из окна стали видны Татарский пролив и порт.

Комсомольск-на-Амуре | Источник: Богдана Павлова

Комсомольск-на-Амуре

Источник:

Богдана Павлова

Ванино

В ожидании парома я провела в Ванино день. Когда заселилась в гостиницу, спросила у администратора, что здесь посмотреть. Девушка удивилась такому вопросу, недоуменно смотрела на меня и ответила: «Ничего».

Краеведческий музей Ванино | Источник: Богдана Павлова

Краеведческий музей Ванино

Источник:

Богдана Павлова

Ванино, улицы | Источник: Богдана Павлова

Ванино, улицы

Источник:

Богдана Павлова

Прогулявшись по Ванино, я поняла, что она права. Это городское рабочее поселение, в котором находится крупнейший порт, но нет каких-либо достопримечательностей.

Ванино, порт | Источник: Богдана Павлова

Ванино, порт

Источник:

Богдана Павлова

Туристу тут будет интересно то, что для местного обыденность — порт и 3 действующих створных маяка, которые находятся прямо посередине дороги, на главной улице — Приморском бульваре. Маяки обозначают линию фарватера (водного пути), и на них ориентируются суда, когда заходят в бухту. Все это создает атмосферу портового города.

Дом с муралом, Ванино | Источник: Богдана Павлова
Приморский бульвар, маяк, Ванино | Источник: Богдана Павлова
Приморский бульвар, маяк, Ванино | Источник: Богдана Павлова

Часть 3. Паромная переправа

Самая непредсказуемая часть пути, поскольку заранее купить билет на паром невозможно. Этому есть оправдание — морской транспорт зависит от погоды, и если в проливе шторм, сильные туманы или обрушился циклон, то дата отправления может измениться.

Но по телефону можно забронировать билет на примерную дату, а после приехать в порт, в кассу, чтобы его купить. Электронных билетов нет.

Вид на материк с парома | Источник: Богдана Павлова

Вид на материк с парома

Источник:

Богдана Павлова

Я приехала в Ванино за день до намеченного отправления, и вечером этого дня в кассе выставили объявление о продаже билетов на следующий день. Продажа билетов работает по часам, и если вы не успеете к определенному интервалу, придется отправляться следующим рейсом.

Утром к назначенному часу я пришла к кассе, у меня была бронь, поэтому я купила билет на новый паром «Александр Деев» без очереди и каких-либо проблем.

Паромной переправой в основном пользуются водители и дальнобойщики. Пассажиры без машины, вроде меня, тоже есть, но их не так много, и зачастую это туристы.

После того как билет куплен, пассажиров отправляют в зал ожидания. Все ждут автобус, который повезет группу по территории порта до парома. Параллельно в этот момент происходит погрузка транспорта на паром, и точное время отправления опять неизвестно. Я ждала примерно 2 часа.

Потом происходит посадка на паром. На пароме нас встретил приветливый персонал, бортпроводники объяснили правила поведения на борту, провели инструктаж по безопасности и выдали белье и сухпаек, в который входит доширак, печенье и пакетик чая. Не будет лишним дополнительно взять еду с собой, или же можно воспользоваться столовой на пароме.

Богдана Павлова на фоне парома | Источник: Богдана Павлова

Богдана Павлова на фоне парома

Источник:

Богдана Павлова

Огни города Холмск, вид из иллюминатора | Источник: Богдана Павлова

Огни города Холмск, вид из иллюминатора

Источник:

Богдана Павлова

В среднем на переход по Татарскому проливу закладывают 14 часов, но те, кто уже пользовался переправой, говорят, что это крайне непредсказуемый процесс. Можно погрузится на паром и из-за погодных условий ждать отправления еще несколько часов. Разговорчивый сосед-дальнобойщик рассказал, что однажды ждал отправления сутки. Но мне повезло, мы ждали погрузку около 5 часов, а это относительно недолго.

На палубе парома | Источник: Богдана Павлова

На палубе парома

Источник:

Богдана Павлова

Паром начал ход, и из-за легкой туманности материк быстро скрылся из вида, а Сахалин все же достаточно далеко, чтобы можно было увидеть его очертания.

С палубы открывается захватывающий вид на морские просторы, в такие моменты особенно чувствуется величие природы и корабельная романтика: сине-белые волны, разбивающиеся о нос парома, соленый, порывистый и холодный ветер, шум двигателя, запах краски, металлические лестницы и бескрайние водные просторы вокруг.

Практически все время, за исключением первых и последних двух часов, на пароме нет связи.

Зайдя на борт, я спросила у бортпроводников, сильно ли укачивает. На что услышала: «Ход тихий, даже не почувствуете». Но я все же выпила средство от укачивания. Моя каюта была прямо у носа корабля, а нос режет волны, поэтому я чувствовала, как мы падаем вниз и вновь взлетаем вверх.

Поскольку я подготовилась, всю переправу чувствовала себя хорошо, но периодически выходила в холл — это середина парома, и там качает меньше. Многое зависит от расположения каюты, поэтому совет: если хотите, чтобы укачивало меньше, покупайте места посередине парома.

Паром впечатлил своими размерами: стоя рядом, чувствуешь себя песчинкой. В интернете есть информация, что он вмещает до 200 пассажиров. В целом дорога была комфортная: на борту есть своя столовая, каюты похожи на купе — в каждой 4 места, с туалетом и душем. Можно купить билеты и на сидячие места, но это достаточно тяжело: бортпроводники прогнозировали, что наш путь займет 12 часов.

Вид с парома на Татарский пролив | Источник: Богдана Павлова

Вид с парома на Татарский пролив

Источник:

Богдана Павлова

На палубе парома | Источник: Богдана Павлова

На палубе парома

Источник:

Богдана Павлова

Но в итоге переход занял 10 часов. Уже ночью из иллюминатора своей каюты я увидела огни острова Сахалин, порт города Холмск. Так закончилась моя личная экспедиция — дорога до Сахалина.

Мое путешествие от Москвы до Сахалина заняло 11 дней. За это время я проехала половину материка — преодолела около 9 300 км, сменила 8 часовых поясов, узнала много нового, познакомилась с интересными людьми и увидела красоту России.

Остров Сахалин

Сахалин впечатлил невероятной природой, духом свободы и экзотичной кухней. Проезжая мимо поселка Взморье, застроенного пятиэтажками, можно по дороге купить у бабушек краба, а за поворотом увидеть ворота Тории — останки японского храма.

Сахалин | Источник: Богдана Павлова

Сахалин

Источник:

Богдана Павлова

Разговоры о встречах с медведями тут обыденность, поэтому нужно соблюдать осторожность, если выезжаете за город.

На острове стремительно меняется погода. Холодный ливень сменяется жарой, туманы — ярким солнцем. И все это в течении часа! Местного от туриста можно отличить по отношению к дождю. Как только начинает капать, мы сразу достаем зонт, а местные не обращают внимания, если это не ливень.

Сахалин | Источник: Богдана Павлова

Сахалин

Источник:

Богдана Павлова

Невозможно говорить о Сахалине, не упомянув о морепродуктах. Обязательно нужно попробовать знаменитый сахалинский гребешок и аутентичную сахалинскую закуску — гребешок в сметанно-горчичном соусе (порция стоит около 500 руб.), различные «хе» — острую корейскую закуску из сырой рыбы, палтус и трубач.

Южно-Сахалинск, Сахалин | Источник: Богдана Павлова

Южно-Сахалинск, Сахалин

Источник:

Богдана Павлова

Южно-Сахалинск, Сахалин | Источник: Богдана Павлова

Южно-Сахалинск, Сахалин

Источник:

Богдана Павлова

Интересно будет посетить рынки, там большой выбор разных морепродуктов. Гребешок может стоить 3000 руб. за 1 кг, королевский краб 1600 за кг, камчатский 2 800 за кг. Можно найти варианты бюджетнее, купить уже разделанного краба, например, фаланги — 1100 за упаковку.

На острове большой выбор корейской и японской еды. Например, знаменитый острый и наваристый суп «Юккедян», который готовится на говяжьем бульоне, с добавлением мяса, яйца и папоротника, или суп «Хемультан» — корейская уха из палтуса и морепродуктов.

Обычно такие супы подают с рисом и панчанами — различными закусками в небольших тарелках. Очень популярны закуски из дикоросов — крапива, салат из одуванчиков, маринованный папоротник. И огромные по размеру роллы из свежайшей рыбы.

Ворота Тории, Сахалин | Источник: Богдана Павлова

Ворота Тории, Сахалин

Источник:

Богдана Павлова

Памятник Чехову, Сахалин | Источник: Богдана Павлова

Памятник Чехову, Сахалин

Источник:

Богдана Павлова

Еще на острове есть уникальная ягода, эндемик Сахалина — клоповка (или красника). Клоповкой ягоду назвали потому, что ее запах напоминает запах лесных клопов. Но по вкусу ягода похожа на лимонник. Из клоповки делают сиропы, морсы и есть даже пирожное со вкусом этой ягоды.

В свое время Сахалин посетил Антон Чехов, чтобы описать жизнь каторжан — добирался он способом, похожим на мой. Можно вдохновиться его путешествием и попробовать доехать до Сахалина так, как это сделала я.

Фото: предоставлены Богданой Павловой

Комментарии0
под именем