Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Японское чудо Масару Ибуки: как создавалась и крепла компания Sony

Технические идеи человека, родившегося в экономически отсталой островной феодальной империи, изменили не только его родину, но и весь мир

Обсудить

Превращение Японии из аутсайдера мировой экономики в ее лидера требовало создания не только новых технологий, но и принципиально нового отношения к организации труда, определенной реформы производственной этики. В некоторых людях, оказавшихся на поверхности общественной жизни после Второй мировой войны, удачным образом сочетался дар инженера и изобретателя с интуицией истинного гуманитария. Одним из них был Масару Ибука.

Японское чудо Масару Ибуки: как создавалась и крепла компания Sony
Источник:

Kenichiro Seki/Globe Photos via Legion Media

Юный техник

Масару Ибука появился на свет 11 апреля 1908 года в городе Никко (префектура Точиги), расположенном в ста километрах севернее Токио. Его отец, получивший инженерное образование в Токийском технологическом институте, работал на гидроэлектростанции. Когда Масару было два года, отец трагически погиб от соприкосновения с высоковольтной шиной, и мать с ребенком переехала жить в Кобэ к свекру и свекрови. Вскоре молодая ещё женщина, не пожелавшая до конца дней своих влачить горькую участь вдовы, вышла замуж, оставив сына на попечение деда и бабушки.

Ибука, который не помнил отца, несомненно, унаследовал от него инженерную сметку и исследовательский дар. Он вспоминал, как в далеком детстве, пытаясь постичь секрет механических часов, разобрал будильник на составные части. Все попытки запихнуть в корпус зубчатые колеса таким образом, чтобы будильник заработал, оканчивались неудачей. Тогда дед, который по японской педагогической традиции позволял внуку всё, что не могло повлечь увечья и разрушение жилища, купил новый будильник. Его постигла та же участь. И лишь на третий раз пытливый мальчуган наконец-то разобрался в конструкции часового механизма. А в 16 он лет занялся экспериментами с детекторными радиоприемниками.

Японское чудо Масару Ибуки: как создавалась и крепла компания Sony

Масару Ибука, 1960-е

Источник:

Sony AI / YouTube

Дед, воспитывавший внука, как в свое время воспитывал сына, направил его в нужное русло. В результате чего Масару Ибука поступил на электротехнический факультет университета Васеда, где подававший надежды пытливый юноша развился в «гения-изобретателя», как прозвали Ибуку его сокурсники. И тому были реальные свидетельства: в 1933 году его дипломная работа по модулированию сигнала в электронно-лучевой трубке была удостоена приза на Парижской промышленной выставке.

С 1933 по 1936 год Ибука работал в фотохимической лаборатории, которая занималась исследованиями в области записи на киноленту изображения и звука. Затем перешел в Японскую оптико-акустическую промышленную компанию, где участвовал в перспективных разработках кинескопов. А в 1940 году Ибука основал собственную фирму — Компанию точных инструментов Японии, которая в связи с тотальной милитаризацией страны взяла подряд на изготовление функциональных узлов для приборов ночного видения и радиолокационных систем.

Заботясь о том, чтобы на фирме работали люди талантливые и энергичные, Ибука просматривал списки выпускников Императорского университета в Осаке и приглашал приглянувшихся на собеседование. Таким образом жизнь свела его с молодым физиком Акио Морита, с которым они впоследствии основали Sony Corp.

Однако на сей раз долго посотрудничать им не удалось. В конце войны в Японии создалась столь ужасающая ситуация, что о продуктивной работе говорить не приходилось. Морита так описывал тот период: «В Токио функционировала лишь десятая часть всех дорог. Только 60 автобусов и несколько автомобилей и грузовиков оставались на ходу. В городе свирепствовали болезни; количество больных туберкулезом среди населения достигло 22%. (Страдал от туберкулеза, например, Тадао Касио — основатель не менее известной фирмы, названной в его честь Casio. — Прим. авт.). В больницах не хватало бинтов, простыней, йода и дезинфицирующих препаратов. Полки магазинов были пусты, в продаже оставались только совершенно ненужные вещи, вроде смычков для скрипок или теннисных ракеток».

Японское чудо Масару Ибуки: как создавалась и крепла компания Sony

Электрическая рисоварка Ибуки не принесла изобретателю успеха: применять ее с устойчивым результатом оказалось невозможно

Источник:

Sony

Акио Морита попытался преподавать физику в Токийском технологическом институте, но вскоре «пособникам военных преступников» запретили заниматься педагогической деятельностью. А Масару Ибука в подсобке полуразрушенного универсама пытался наладить производство таких товаров, которые заинтересовали бы нищего японского потребителя.

Попытка создать электрическую рисоварку оказалась неудачной: рис то не доваривался, то мгновенно превращался в жидкую кашу. Ибука впоследствии объяснял это низким качеством послевоенного риса, а не конструктивными просчетами. Более успешным товаром оказались электрогрелки. И это в тот период в разрушенной Японии был, можно сказать, хайтековский продукт. Потому что, например, только что зародившаяся компания Casio начала свою деятельность с курительных мундштуков.

Рождение легенды

7 мая 1946 года произошло историческое событие, которое чудесным образом пересеклось с отмечавшимся в Советском Союзе Днем радио. В этот день Масару Ибука и Акио Марита набрали вскладчину несколько тысяч иен и учредили компанию Tokyo Tsushin Kogyo (Tokyo Telecommunications Engineering), которая в 1958 году будет переименована в Sony Corporation. Перемена имени покажется им уместной, когда продукция фирмы начнет внедряться на американский рынок — тогда они станут искать лаконичное и запоминающееся название бренда. После долгих раздумий они решат скрестить латинское слово sonus («звук»), определяющее род деятельности компании, и два красивых английских слова sunny («солнечный») и sonny («сынок»)…

Но пока до этого оставалось больше двадцати лет. Для начала компаньоны наняли на работу двадцать инженеров, знакомых по совместной работе в Компании точных инструментов во время войны. Они собирали приставки к длинноволновым радиоприемникам, благодаря чему приемники могли ловить станции, работающие и в коротковолновом диапазоне.

Японское чудо Масару Ибуки: как создавалась и крепла компания Sony

Основатели корпорации Sony — Масару Ибука (справа) и Акио Морита

Источник:

Sony

Для Ибуки, который занимался такими вещами задолго до войны, это занятие было скучной рутиной. И он предложил сделать магнитофон, что было воспринято коллегами как ни на чем не основанное прожектерство. Однако «гений-изобретатель» смог убедить «корпоративщиков» в выполнимости своего технологического плана. И в 1949 году крупногабаритное устройство записи на магнитную ленту и воспроизведения записанного, получившее название G-Type, было готово.

На фоне мировой электронной промышленности, где катушечные магнитофоны начали завоевывать потребительский рынок в 1947 году, событие нельзя признать большим достижением. Однако в условиях разрушенной Японии, в отсутствие качественных комплектующих и производственного оборудования, это, несомненно, был инженерный подвиг. И совершил его прежде всего главный конструктор, Масару Ибука. В 1950 году его избрали президентом Tokyo Tsushin Kogyo.

Японское чудо Масару Ибуки: как создавалась и крепла компания Sony

Бытовой магнитофон G-type походил даже не столько на студийную сколько на военную технику. И все же рынок отреагировал на их появление с гораздо большим энтузиазмом, чем на опыт с рисоварками

Источник:

Hideya HAMANO, CC BY-NC-ND 2.0, via Flickr

G-Type работал наилучшим образом. Но при этом был дорог и неподъемен: магнитофон стоил почти 900 долларов и весил 35 кг. Поэтому возникли серьезные затруднения с продажей двадцати изготовленных G-Type. Остроумный выход из критической ситуации придумал Морита, убедивший Верховный суд страны приобрести новинку, которая высвободит труд стенографисток и убережет делопроизводство от описок и ошибок. Через два года вышла новая модель H-Type, вес которой удалось снизить до 13 кг.

Век электроники

Платформа для будущего прыжка на мировой рынок была заложена в 1953 году, когда компания приобрела у Western Electric Co. за $25 тыс. патент на изготовление транзисторов (Crystal Triode). Год ушел на освоение их серийного производства, и еще через год был готов первый в стране транзисторный приемник TR-55. Он имел примерно такие же размеры, как сложенные вместе два тома Российской энциклопедии.

Это произвело большое впечатление на японских конкурентов, что подтолкнуло Масару Ибуку к принятию двух верных стратегических решений. Во-первых, он предложил своим конкурентам покупать у Tokyo Tsushin Kogyo транзисторы. Во-вторых, на расширяющееся производство начали набирать более кропотливых и исполнительных, чем мужчины, незамужних женщин, для которых построили несколько общежитий.

Японское чудо Масару Ибуки: как создавалась и крепла компания Sony

Реклама приемника TR-63

Источник:

Joe Haupt, CC BY-SA 2.0, via Flickr

В 1957 году появился карманный TR-63 — правда, карман для него следовало иметь очень большой. (Для сравнения отметим, что в тот же год один из нынешних рекордсменов миниатюризации Casio создал калькулятор на телефонных реле размерами с двухтумбовый стол.) Его выход сопровождался беспрецедентной рекламной компанией. Морита надолго переселился в США для того, чтобы доказывать скептичным американцам, что лэйбл «Made in Japan» является гарантией высочайшего качества, и заключать соглашения с дилерами. А у офиса в Токио — чтобы приучать японцев к величию новой компании Sony — повесили четыре громадных неоновых буквы, каждая из которых весила 262 кг, и фирменный логотип весом в две тонны. Эта иллюминация обошлась корпорации, на тот момент имевшей капитал в размере 100 млн иен, в 20 млн иен.

Расходы окупились с лихвой: за два года было продано, преимущественно в США, полмиллиона приемников TR-63. На пользу компании обернулась и кража четырех тысяч приемников Sony, которую использовали в рекламных целях: плохой товар воровать не будут.

Эффективный тандем

Японское чудо Масару Ибуки: как создавалась и крепла компания Sony

Акио Морита

Источник:

プレジデント社 撮影者不明, Public domain, via Wikimedia Commons

Из двух соучредителей компании более популярен и более ассоциируется с брендом Sony Акио Морита. Это объясняется тем, что он, сын богатых производителей сакэ, был с детства неплохо интегрирован в западную культуру. В отличие от Ибуки, он прекрасно знал иноземные традиции и английский язык и подолгу жил в США, занимаясь там внешнеторговой дипломатией и очаровывая американских партнеров своим обаянием и неисчерпаемой энергией (до старости Морита играл в теннис, нырял с аквалангом, катался на горных и водных лыжах). Громадную роль в деле саморекламы сыграла изданная им в 1988 году в США книга «Made in Japan: Akio Morita and Sony». Но, конечно же, был он и прекрасным менеджером.

Ибука же занимался разработками, оптимизировал схемы, совершенствовал технологию. Но при этом он был еще и «гуманитарием». Именно он сочинил действующий до сих пор устав фирмы:

«Мы никогда не будем получать доход нечестным путем. Мы сосредоточимся на производстве сложных устройств, которые будут приносить пользу обществу. Мы не будем делить нашу продукцию на механическую и электронную, но постараемся применять наши знания и опыт одновременно в обеих областях. Мы предоставим полную независимость тем предприятиям, которые будут с нами сотрудничать, и будем стараться укреплять и развивать отношения с ними. Мы будем отбирать служащих на основе их способностей и личных качеств. В нашей компании не будет формальных постов. Мы будем выплачивать нашим сотрудникам премии, пропорциональные доходам, полученным в результате их деятельности, и приложим все усилия, чтобы обеспечить им достойное существование».

Перу Ибуки принадлежит и популярная во всем мире книга «После трех уже поздно», посвященная проблемам дошкольного воспитания. Она выстрадана автором: его первенец страдал аутизмом, и отец посвятил много времени корректирующему воспитанию, постоянно консультируясь у знаменитого японского скрипача Синити Судзуки, увлекавшегося педагогикой и создавшего свой знаменитый «метод Судзуки». Благодаря ему проблемы детского воспитания заинтересовали и Ибуку, создавшего со временем Японскую ассоциацию раннего развития и школу «Обучение талантам».

Тандем Ибука–Морита также ярко продемонстрировал свою эффективность: благодаря совместным управленческим усилиям соучредителей в Sony были сформированы уникальные для Японии принципы менеджмента, которые сочетают как восточные, так и западные традиции. Так, например, при сохранении традиционных для Востока патерналистских производственных отношений, в Sony существует некоторая вольница для нижестоящих по должности и по возрасту, они имеют право на дискуссию и критику старших товарищей.

Этапы большого пути

Благодаря оригинальному менеджменту, изощренному маркетингу и концентрации серого вещества, Sony устремилась «вперед и вверх». Вот основные этапы «большого пути». В 1960 году был запущен в серийное производство первый в мире транзисторный телевизор TV8-301 с 8-дюймовым экраном. В 1963-м — первый в мире бытовой катушечный видеомагнитофон CV–2000. Правда, впоследствии из-за высокой цены его использовали преимущественно как студийный. В 1968-м — первый в мире цветной транзисторный телевизор Trinitron KV–1310, разработкой которого руководил непосредственно Ибука. В 1975-м — первый в мире кассетный бытовой видеомагнитофон SL-6300 системы Betamax. Впоследствии этот формат кассет был вытеснен созданным конкурентами Sony форматом VHS.

Японское чудо Масару Ибуки: как создавалась и крепла компания Sony
Источник:

Koll/DPA via Legion Media

А в 1979 году Sony выпустила гаджет, который по всему миру начали очень активно расхватывать. Его история такова. В отделе звукозаписи группа разработчиков стремилась втиснуть в карманный объем магнитофона функцию записи и пару динамиков, обеспечивающих стереозвук. Согласно корпоративному преданию, «мимо пробегал» Масару Ибука, который выдвинул революционную концепцию: никакой записи и никаких динамиков — их функцию будет исполнять пара наушников. Так появился знаменитый плеер Walkman, который разошелся 100-миллионным тиражом. Первые образцы Walkman имели два выходных гнезда для подключения наушников — чтобы можно было слушать вдвоем с другом. Но впоследствии плеер стал сугубо индивидуальным, как зубная щетка или носовой платок.

Японское чудо Масару Ибуки: как создавалась и крепла компания Sony

Простые и яркие идеи — вроде переносного плеера Walkman — принесли бурный экономический рост не только одной корпорации, но и все стране

Источник:

teutopress via Legion Media

Затем были: формат видеозаписи Betacam, первая в мире цифровая фотокамера Mavica (1981), видеомонитор BVM-1 (1982), CD-плеер CDP-101 (1982), портативный CD-плеер D-50 (1984), первый цифровой магнитофон формата DAT (1985), 2,5-дюймовый перезаписываемый мини-диск и воспроизводящая его аппаратура (1992), игровые приставки PlayStation (1995), аппаратура для воспроизведения формата SACD (1996), ноутбуки Vaio (1997).

В конце 1980-х Sony вошла в мир шоу-бизнеса и киноиндустрии: в январе 1988 года корпорация приобрела студию звукозаписи CBS Records Inc., позже преобразованную в Sony Music Entertainment, а впоследствии купила американскую киностудию Columbia Pictures. Все это было сделано при жизни Масару Ибуки, который скончался 19 декабря 1997 года от сердечного приступа.

Японское чудо Масару Ибуки: как создавалась и крепла компания Sony

Здание Sony Center в Европе было построено на Потсдамер-Плац рядом с разрушенной Берлинской стеной в 2000 году

Источник:

Wirestock via Legion Media

Заложенные им и Акио Моритой принципы «жизнедеятельности» компании способствуют тому, что Sony остается в числе лидеров электронной промышленности. И вряд ли можно встретить человека, которому не было бы знакомо прежде бессмысленное сочетание четырех букв названия компании, в которые Масару Ибука вложил и смысл, и интеллект, и гарантию качества, и способность к развитию.

Материал опубликован в апреле 2008 в проекте «Телеграф Вокруг света», частично обновлен в январе 2024

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения