В ходе археологических раскопок у Западной стены Храмовой горы, к северу от Города Давида, самой древней части Иерусалима, был найден маленький, длиной всего 2,5 сантиметра, керамический черепок возрастом примерно 2700 лет с клинописной надписью на аккадском языке.
Это первая найденная в Иерусалиме ассирийская надпись периода Первого Храма (VIII–VII веков до нашей эры) и первое вещественное подтверждение существования официальной переписки между Ассирийской империей и ее вассалом, Иудейским царством.
Как считают ассириологи, черепок представляет собой фрагмент царской печати — оттиска, предназначенного для запечатывания письма или официального донесения от имени ассирийского царского двора. Обычно на таком оттиске присутствовала краткая клинописная надпись, указывающая на содержание донесения.
Расшифровка клинописи на черепке позволила предположить, что речь идет о требовании уплаты налога или другого финансового обязательства. В надписи указан срок — первое число месяца Ав по общему календарю Месопотамии и Иудеи. Кроме того, в ней прямо упоминается командир колесницы, «тот, кто держит поводья», по ассирийской терминологии. Этот титул указывает на высокопоставленную личность, ответственную за передачу официальных сообщений от имени царского дома.
Петрографический анализ глины, из которой был изготовлен черепок, показал, что она отличается от местного сырья, обычно использовавшегося для производства керамики в Иерусалиме и Южном Леванте. Минеральный состав этой глины соответствует геологии бассейна Тигра, где располагались центральные города Ассирийского царства, такие как Ниневия, Ашшур или Нимруд (Калху), что подтверждает место происхождения оттиска царской печати.
Хотя во фрагменте надписи прямо не упоминается имя царя Иудеи, которому предназначалось послание, ученые предполагают, что оно могло быть отправлено ко двору царей Езекии, Манассии или Иосии, правивших в период, когда Иудея была вассальным царством Ассирии.
Исследователи не исключают, что оттиск царской печати был отправлен в Иудею во времена царя Ассирии Сеннахирима. Это предположение, основанное на особенностях надписи и ее датировке временем правления этого царя или одного из его потомков, возможно, перекликается с историей, описанной в Ветхом завете. В Книге Царств говорится о восстании против учрежденных Сеннахиримом налогов, произошедшем в Иудее во времена правления царя Езекии.
«Это небольшой керамический фрагмент имеет огромную важность. Находка открывает путь к пониманию политических и административных связей между Иудеей и Ассирией. Это первое свидетельство подобного рода официальных и, возможно, даже напряженных отношений, которые существовали между Иерусалимом и самой могущественной сверхдержавой мира в тот период», — считают специалисты.
Находили клинопись и на территории России: обломок стелы из Фанагории в свое время стал сенсацией в исторической науке.
