Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Амфоры, статуи, военный корабль Митридата VI: посмотрите, как проводят подводные раскопки в Фанагории (20 фото)

Публикуем фотоархив подводных исследований порта Фанагории — крупного античного города на юге современной России

31 мая 2025Обсудить
Днищевая часть корпуса корабля Митридата VI Евпатора, вид после расчистки | Источник: Сергей Ольховский / Институт археологии РАН

Днищевая часть корпуса корабля Митридата VI Евпатора, вид после расчистки

Источник:

Сергей Ольховский / Институт археологии РАН

Портал Vokrugsveta.ru продолжает серию совместных публикаций с фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело», при поддержке которого ведутся археологические раскопки на территории музея-заповедника «Фанагория». На этот раз руководитель подводного отряда Фанагорийской экспедиции Сергей Ольховский делится находками из затопленного порта Фанагории, через который Средиземноморье и Малая Азия торговали с Боспорским царством.

подводная археология, междисциплинарные исследования

археолог

Затопленные причалы Фанагории

Фанагория процветала много веков благодаря выгодному расположению на перекрестке морских, речных и сухопутных торговых путей. Именно здесь товары, привезенные на морских судах из Средиземноморья и Малой Азии, перегружали на лодки, которые шли через Меотийское болото (Азовское море) к торговым поселениям на берегах Танаиса (Дон) и Гипаниса (Кубань).

В обратный путь морские суда загружали пшеницей — главным экспортным товаром Боспорского царства. Масштабы этой торговли были так велики, что еще в IV веке до нашей эры в Фанагории построили порт с каменным причалом почти в 200 метров длиной. Одновременно он мог обслуживать десятки судов и лодок.

К первому веку нашей эры порт Фанагории оказался затоплен из-за подъема уровня Черного моря. Хотя морская торговля к тому времени значительно сократилась, горожане по-прежнему нуждались в причале, но уже не могли закупить подходящий камень для строительства. Поэтому новый причал был построен в III–IV веке нашей эры из деталей разобранных городских построек, а также надгробий и даже фрагментов статуй. После этого он функционировал еще 200 лет, пока и его не затопило море.

Фрагмент мраморной статуи, использованной при постройке причала в III-IV веке нашей эры | Источник: Сергей Ольховский / Институт археологии РАН
Верхняя часть надгробия, переиспользованного при строительстве причала в III–IV веке нашей эры | Источник: Сергей Ольховский / Институт археологии РАН
Мраморная плита с тамгой боспорского царя Савромата II, переиспользованная при строительстве причала в III–IV веке нашей эры | Источник: Сергей Ольховский / Институт археологии РАН
+1
Архитектурная фиксация конструкции причала, построенного в III–IV веке нашей эры | Источник: Сергей Ольховский / Институт археологии РАН

Среди камней, использованных при строительстве причала в III–IV веке нашей эры, археологи нашли мраморный блок от храма Афродиты Урании Апатуры и надгробие Гипсикратии, наложницы царя Митридата VI Евпатора.

Мраморная архитектурная деталь общественного здания, использованная при постройке причала в III–IV веке нашей эры | Источник: Сергей Ольховский / Институт археологии РАН
Мраморный постамент статуи боспорского царя Савромата II, переиспользованный при постройке причала в III–IV веке нашей эры | Источник: Сергей Ольховский
Визуализация состояния сохранности причала III–IV веков нашей эры на момент его изучения | Источник: Сергей Ольховский / Институт археологии РАН

Военный корабль царя Митридата

Одной из самых ярких находок из порта Фанагории является шестнадцатиметровый военный парусно-гребной корабль царя Митридата VI Евпатора, отправленный в Фанагорию в 63 году до нашей эры для подавления восстания горожан. На сегодня это древнейший корабль, найденный в российских водах, и уникальный в мировом масштабе образец малого военного корабля эпохи эллинизма.

Днищевая часть корпуса корабля после расчистки | Источник: Сергей Ольховский
Расчистка днищевой части корабля гидроэжектором | Источник: Сергей Ольховский / Институт археологии РАН
Кормовая часть корпуса корабля после расчистки | Источник: Сергей Ольховский / Институт археологии РАН

Корабль удалось идентифицировать по характерным особенностям конструкции корпуса, а также благодаря бронзовому тарану с эмблемами Митридата VI Евпатора — звездой и полумесяцем. Высокая сохранность деревянного корпуса позволила детально реконструировать изначальный облик корабля.

Уборка донных отложений, скрывающих корабль Митридата | Источник: Сергей Ольховский / Институт археологии РАН
Бронзовый таран с эмблемами Митридата VI Евпатора | Источник: Сергей Ольховский / Институт археологии РАН
Днищевая часть корабля после расчистки | Источник: Сергей Ольховский / Институт археологии РАН
Подводный раскоп с кораблем Митридата | Источник: Сергей Ольховский / Институт археологии РАН
Фотограмметрическая фиксация корабля Митридата | Источник: Сергей Ольховский / Институт археологии РАН
Реконструкция исходной формы корпуса корабля Митридата в масштабе 1:10 | Источник: Сергей Ольховский / Институт археологии РАН

Следы фанагорийцев под водой

Впечатляют и иные находки из культурного слоя порта Фанагории. Он содержит не только тысячи керамических изделий, но и множество предметов, которые не сохраняются на суше — деревянный инвентарь и детали судового такелажа. На якорной стоянке вблизи порта на дне найдено много раннесредневековых амфор и кувшинов, поврежденных при перевозке и выброшенных в море.

Облик затопленного культурного слоя порта Фанагории | Источник: Сергей Ольховский / Институт археологии РАН

Облик затопленного культурного слоя порта Фанагории

Облик затопленного культурного слоя порта Фанагории | Источник: Сергей Ольховский / Институт археологии РАН

Облик затопленного культурного слоя порта Фанагории

Облик затопленного культурного слоя порта Фанагории | Источник: Сергей Ольховский / Институт археологии РАН

Облик затопленного культурного слоя порта Фанагории

Облик затопленного культурного слоя порта Фанагории | Источник: Сергей Ольховский / Институт археологии РАН

Облик затопленного культурного слоя порта Фанагории

Облик затопленного культурного слоя порта Фанагории | Источник: Сергей Ольховский / Институт археологии РАН

Облик затопленного культурного слоя порта Фанагории

1 из 6

Облик затопленного культурного слоя порта Фанагории

Источник:

Сергей Ольховский / Институт археологии РАН

Подводные раскопки в затопленной части Фанагории на сегодня являются самыми масштабными в России. Этим летом подводный отряд Фанагорийской экспедиции планирует продолжить изучение древнейшего городского порта для уточнения его конструкции и хронологии строительства.

Фанагорийская археологическая экспедиция

Древний город Фанагория просуществовал более 1500 лет и был столицей азиатской части Боспорского царства, древнейшего государственного образования на территории России. На сегодня это крупнейший в стране античный памятник.

Археологические исследования в Фанагории осуществляют совместно Институт археологии Российской академии наук и Государственный историко-археологический музей-заповедник «Фанагория» при поддержке фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело». Руководитель исследований — доктор исторических наук Владимир Кузнецов.

Среди самых выдающихся находок Фанагорийской экспедиции — дворец царя Митридата VI, два древнегреческих храма и затонувший античный корабль. Находки хранятся в музее-заповеднике «Фанагория», Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, музеях Великобритании, Германии и других стран.

Большой репортаж с раскопок на месте древней Фанагории читайте и смотрите на Vokrugsveta.ru.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения