Портал Vokrugsveta.ru продолжает серию совместных публикаций с фондом Олега Дерипаска
Затопленные причалы Фанагории
Фанагория процветала много веков благодаря выгодному расположению на перекрестке морских, речных и сухопутных торговых путей. Именно здесь товары, привезенные на морских судах из Средиземноморья и Малой Азии, перегружали на лодки, которые шли через Меотийское болото (Азовское море) к торговым поселениям на берегах Танаиса (Дон) и Гипаниса (Кубань).
В обратный путь морские суда загружали пшеницей — главным экспортным товаром Боспорского царства. Масштабы этой торговли были так велики, что еще в IV веке до нашей эры в Фанагории построили порт с каменным причалом почти в 200 метров длиной. Одновременно он мог обслуживать десятки судов и лодок.
К первому веку нашей эры порт Фанагории оказался затоплен из-за подъема уровня Черного моря. Хотя морская торговля к тому времени значительно сократилась, горожане по-прежнему нуждались в причале, но уже не могли закупить подходящий камень для строительства. Поэтому новый причал был построен в III–IV веке нашей эры из деталей разобранных городских построек, а также надгробий и даже фрагментов статуй. После этого он функционировал еще 200 лет, пока и его не затопило море.
Среди камней, использованных при строительстве причала в III–IV веке нашей эры, археологи нашли мраморный блок от храма Афродиты Урании Апатуры и надгробие Гипсикратии, наложницы царя Митридата VI Евпатора.
Военный корабль царя Митридата
Одной из самых ярких находок из порта Фанагории является шестнадцатиметровый военный парусно-гребной корабль царя Митридата VI Евпатора, отправленный в Фанагорию в 63 году до нашей эры для подавления восстания горожан. На сегодня это древнейший корабль, найденный в российских водах, и уникальный в мировом масштабе образец малого военного корабля эпохи эллинизма.
Корабль удалось идентифицировать по характерным особенностям конструкции корпуса, а также благодаря бронзовому тарану с эмблемами Митридата VI Евпатора — звездой и полумесяцем. Высокая сохранность деревянного корпуса позволила детально реконструировать изначальный облик корабля.
Следы фанагорийцев под водой
Впечатляют и иные находки из культурного слоя порта Фанагории. Он содержит не только тысячи керамических изделий, но и множество предметов, которые не сохраняются на суше — деревянный инвентарь и детали судового такелажа. На якорной стоянке вблизи порта на дне найдено много раннесредневековых амфор и кувшинов, поврежденных при перевозке и выброшенных в море.
Подводные раскопки в затопленной части Фанагории на сегодня являются самыми масштабными в России. Этим летом подводный отряд Фанагорийской экспедиции планирует продолжить изучение древнейшего городского порта для уточнения его конструкции и хронологии строительства.
Фанагорийская археологическая экспедиция
Древний город Фанагория просуществовал более 1500 лет и был столицей азиатской части Боспорского царства, древнейшего государственного образования на территории России. На сегодня это крупнейший в стране античный памятник.
Археологические исследования в Фанагории осуществляют совместно Институт археологии Российской академии наук и Государственный историко-археологический музей-заповедник
Среди самых выдающихся находок Фанагорийской экспедиции — дворец царя Митридата VI, два древнегреческих храма и затонувший античный корабль. Находки хранятся в музее-заповеднике «Фанагория»,
Большой репортаж с раскопок на месте древней Фанагории читайте и смотрите на Vokrugsveta.ru.