В современном мире мы едва ли задумываемся о том, чтобы взять в руки вилку. Она является частью стандартного набора столовых приборов и так же необходима, как и сама тарелка. Но не так давно к этому привычному сейчас предмету относились с подозрением, насмешкой и даже моральным осуждением.
Потребовались столетия, королевские браки и отчасти культурный бунт, чтобы вилка перекочевала с кухонь Константинополя (современного Стамбула) на обеденные столы Европы.
Скандальная посуда
Ранние версии вилок были найдены в Китае бронзового века и в Древнем Египте, хотя, скорее всего, они использовались для приготовления пищи и сервировки.
У римлян были изысканные вилки из бронзы и серебра, но опять же в основном для приготовления пищи. Есть с помощью вилки — особенно маленькой, личной — было редкостью.
К X веку византийская элита свободно пользовалась ими, шокируя гостей из Западной Европы. А примерно к XI веку столовые вилки стали регулярно использоваться во время трапез по всей Византийской империи.
В 1004 году византийская Мария Аргиропулина (985–1007), сестра императора Романа III Аргироса, вышла замуж за сына венецианского дожа и шокировала город, отказавшись есть руками. Вместо этого она использовала золотую вилку.
Позже богослов Пётр Дамиани (1007–1072) заявил, что тщеславие Марии, которая ела с помощью «искусственных металлических вилок», а не пальцами, которыми ее наделил Бог, привело к божественному наказанию в виде ее преждевременной смерти в возрасте 20 лет.
Однако к XIV веку вилки стали обычным явлением в Италии, в том числе благодаря распространению пасты. Было гораздо проще есть скользкие пряди с помощью прибора с зубцами, чем с помощью ложки или ножа. Итальянский этикет вскоре перенял вилку, особенно среди богатых торговцев.
Именно благодаря этому богатому сословию в XVI веке две женщины познакомили остальную Европу с вилкой.
Войдите в Бону Сфорца
Родившись в могущественных семьях Сфорца из Милана и Арагон из Неаполя, Бона Сфорца (1494–1557) выросла в мире, где использовались вилки, более того, они были в моде.
Ее семья привыкла к изыскам Италии эпохи Возрождения: придворному этикету, покровительству искусству, роскошным нарядам для женщин и мужчин и изысканным обедам.
Когда в 1518 году она вышла замуж за Сигизмунда I, короля Польши и великого князя Литовского, и стала королевой, она оказалась в регионе, где были другие обычаи, связанные с приемом пищи. Вилки были практически неизвестны.
При дворах Литвы и Польши столовые приборы использовались по назначению и в ограниченном количестве. Ложки и ножи обычно применялись для поедания супов и тушёных блюд, а также для разделки мяса, но большую часть пищи ели руками, используя для помощи хлеб или «тарелки» — толстые ломти черствого хлеба, которые впитывали сок из пищи.
Этот метод был не только экономичным, но и прочно укорененный в придворных и дворянских традициях питания, отражая социальный этикет, в котором совместная еда была нормой.
Двор Боны привнес в регион итальянские манеры, введя в обиход больше овощей, итальянское вино и, что самое необычное, столовые вилки.
Хотя поначалу она, скорее всего, использовала вилку только в официальной обстановке или при дворе, это произвело впечатление. Со временем, особенно начиная с XVII века, вилки стали более распространенными среди литовской и польской знати.
Екатерина Медичи приезжает во Францию
Екатерина Медичи (1519–1589) родилась в могущественной флорентийской семье Медичи и была племянницей Папы Римского Климента VII. В 1533 году, в возрасте 14 лет, она вышла замуж за будущего короля Франции Генриха II в рамках политического союза между Францией и папством, что позволило ей переехать из Италии во Францию.
Екатерина Медичи, познакомила французский двор с серебряными вилками и итальянскими столовыми обычаями.
Как и в случае с Боной Сфорца, они прибыли в составе приданого Екатерины. В ее свиту также входили повара, кондитеры и парфюмеры, а также торговцы артишоками, трюфелями и изысканной посудой.
Её кулинарный талант помог превратить придворные трапезы в настоящее представление.
Хотя легенды преувеличивают ее влияние, многие блюда, которые сейчас считаются французскими, ведут свою историю от ее итальянского стола: луковый суп, утка в апельсиновом соусе и даже сорбет.
«Правильный» способ есть
Как и многие путешественники, любопытный англичанин Томас Кориат (1577–1617) в начале 1600-х годов привозил домой рассказы об итальянцах, которые ели с помощью вилок. В Англии эта идея все еще казалась смехотворно вычурной.
В Англии использование вилки в начале 1600-х годов было признаком претенциозности. Даже в XVIII веке считалось более мужественным и честным есть с помощью ножа и пальцев.
Но в Европе происходили перемены. Вилки стали восприниматься не только как удобные инструменты, но и как символы чистоты и изысканности.
Во Франции они стали символом придворной учтивости. В Германии в XVIII и XIX веках появилось множество специализированных вилок: для хлеба, солений, мороженого и рыбы.
А в Англии использование вилки со временем стало признаком принадлежности к определённому классу: «правильный» способ держать вилку отличал вежливых людей от неотесанных.
С развитием массового производства в XIX веке столовые приборы из нержавеющей стали стали доступными, и вилки получили широкое распространение. К тому времени вопрос о том, нужно ли пользоваться вилкой, сменился вопросом о том, как ею правильно пользоваться.
Руководства по правилам поведения за столом теперь содержат рекомендации по использованию вилки. Не зачерпывайте еду, не тыкайте в нее вилкой и всегда держите ее зубцами вниз.
Чтобы вилка заняла свое место за столом, потребовались скандал, королевский вкус и столетия сопротивления. Теперь трудно представить себе прием пищи без нее.
Недавно мы рассказывали, как и почему меняются предпочтения в одежде и можно ли их предсказать.