Царица Хатшепсут, правившая с 1473 по 1458 годы до нашей эры, была второй по счету женщиной-фараоном. Египтологи считают ее одной из величайших правительниц Древнего Египта. Однако, как считается, после смерти царицы на 22-м году царствования память о Хатшепсут подверглась преследованию со стороны ее племянника и преемника Тутмоса III, который приказал уничтожить все ее изображения и упоминания о ней из-за того, что она в свое время отстранила его от власти.
Такое ставшее популярным предположение еще в 1920-х годах выдвинул американский археолог Герберт Уинлок, руководивший раскопками в заупокойном храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, который находится на западном берегу Нила, напротив Луксора. Археологи тогда обнаружили, что статуи Хатшепсут разбиты на тысячи фрагментов. Уинлок назвал эти фрагменты «сводящими с ума реликвиями злобы Тутмоса».
Однако картина, нарисованная Уитлоком, не полностью отражает реальность — многие статуи Хатшепсут сохранились в относительно хорошем состоянии с практически нетронутыми лицами, что ставит под сомнение тот факт, что разрушение других статуй было мотивировано враждебностью Тутмоса III к Хатшепсут.
Чтобы разобраться в этом вопросе, египтолог Цзюнь И Вонг из Торонтского университета (Канада), статья которого опубликована в журнале
В итоге Вонг пришел к выводу, что фрагментированные статуи Хатшепсут пострадали не из-за враждебности Тутмоса III, а по другим причинам — с ними обошлись так же, как и со статуями множества фараонов-предшественников Хатшепсут после их смерти: сначала изваяния ритуально «деактивировали», а позже повторно использовали в качестве строительных материалов и инструментов, что усугубило повреждения.
Вонг обратил внимание на то, что многие статуи Хатшепсут повреждены определенным образом: их сломали в слабых местах (шея, талия, колени). Этот ритуал «деактивации» статуй хорошо известен в египтологии — такая практика была направлена на нейтрализацию внутренней силы изображений и применялась к статуям разных царей на протяжении всей истории фараонов.
«Другими словами, такое обращение со статуей не обязательно означает враждебность по отношению к человеку, которого она изображает», — объясняет Вонг.
Российским археологам тоже знакома практика использования каменных сооружений в качестве стройматериалов: в Фанагории так поступали, например, с тамгами — «дорожными указателями» античных времен.