Медики предрекли возвращение дифтерии

15 марта 2021

Ученые из Великобритании совместно с коллегами из Индии пришли к выводу, что возбудитель дифтерии, бактерия Corynebacterium diphtheriae , приобретает устойчивость к препаратам, которые сейчас используются для предотвращения заболевания. В будущем это может стать причиной роста заболеваемости, и болезнь, которая, казалось бы, была побеждена, снова станет серьезной глобальной угрозой. Результаты исследования опубликованы в Nature Communications .

Медики предрекли возвращение дифтерии

Число зарегистрированных случаев дифтерии во всем мире постепенно увеличивается. В 2018 году был зарегистрирован 16 651 случай, что более чем вдвое превышает среднегодовой показатель за 1996–2017 годы (8105 случаев). Сейчас для предотвращения болезни используются главным образом вакцины, такие как АКДС.

Ученые проанализировала геномы бактерий, обнаруженных в пробах пациентов, и сравнили их с ранее полученными данными. Это позволило построить филогенетическое дерево дифтерийной палочки и оценить наличие генов устойчивости к противомикробным препаратам. Как оказалось, в последнее время наблюдается увеличение количества генов, отвечающих за антибиотикорезистентность.

Тяжесть заболевания обусловлена крайне ядовитым токсином, который выделяет дифтерийная палочка. Ученые обнаружили, что разнообразие генов, отвечающих за его выработку, увеличилось. Ученые выражают опасения, что эти гены могут изменить состав токсина, сделав существующие вакцины неэффективными. В общей сложности исследователи обнаружили 18 различных вариантов этого гена, некоторые из которых могли изменять структуру токсина.