Под ледяным щитом Гренландии обнаружено древнее озеро

12 ноября 2020

Исследователи из Института Земли при Колумбийском университете (США) обнаружили глубоко подо льдом Северо-Западной Гренландии донные отложения древнего озера. Уникальное место может хранить тайны прошлого.

Под ледяным щитом Гренландии обнаружено древнее озеро

Озеро могло сформироваться в то время, когда эта область была свободна ото льда. По мнению специалистов, в донных отложениях могли сохраниться уникальные ископаемые, а также химические следы климата Земли. Их возраст может доходить до сотен тысяч или миллионов лет. Однако, чтобы исследовать эти донные отложения, потребуется пробурить гренландский лед на 1,6 километра.

«Это может быть важным хранилищем информации в ландшафте, который сейчас полностью скрыт и недоступен, — рассказал один из авторов исследования Гай Паксман (Guy Paxman) . — Мы пытаемся понять, как вел себя Гренландский ледяной покров в прошлом. Это важно, если мы хотим понять, как он будет вести себя в последующие десятилетия».

Исследователи нанесли на карту очертания озера, проанализировав данные бортовых геофизических приборов, которые могут считывать сигналы, проникающие сквозь лед, и предоставлять изображения скрытых геологических структур. Большая часть данных поступала с самолетов, летевших на малой высоте над ледяным щитом в рамках операции NASA IceBridge .

Площадь озера некогда достигала 7100 квадратных километров (2700 квадратных миль) — это почти половина Калининградской области. Толщина донных отложений — около 1,2 километра. Геофизические снимки позволили обнаружить русла по меньшей мере 18 ручьев, впадавших в озеро. Глубина водоема составляла от 50 до 250 метров.