С человека сняли ответственность за исчезновение шерстистых носорогов

19 августа 2020Обсудить

Генетический анализ показал, что шерстистые носороги вымерли из-за изменения климата, а не из-за чрезмерной охоты на животных человека.

С человека сняли ответственность за исчезновение шерстистых носорогов
Мумифицированная туша шерстистого носорога, найденная в 1929 году в Старуни в Польше (ныне территория Ивано-Франковской области Украины)

Согласно распространенной гипотезе, причиной исчезновения мегафауны в конце последнего ледникового периода стало расселение людей по земному шару. Считалось, что ответственность за вымирание шерстистых мамонтов, пещерных львов и шерстистых носорогов лежит на наших предках. Однако результаты исследования, опубликованного в журнале Current Biology , предполагают, что это не так.

Секвенировав древнюю ДНК четырнадцати шерстистых носорогов из Сибири, исследователи обнаружили, что популяция этих животных оставалась стабильной и разнообразной до тех пор, пока температура окружающей среды не стала слишком высокой. Для животных, привыкших к холоду, такие условия оказались непригодными для жизни.

«Первоначально считалось, что люди появились в Северо-Восточной Сибири четырнадцать или пятнадцать тысяч лет назад, примерно тогда, когда вымер шерстистый носорог. Но недавно было сделано несколько открытий гораздо более древних мест обитания человека, самому известному из которых около тридцати тысяч лет. Таким образом, начало сокращения численности шерстистого носорога не так уж сильно совпадает с первым появлением людей в этом регионе», — говорит старший автор исследования Лав Дален (Love Dalén ) из Палеогенетического центра Шведского музея естественной истории.

Исследователи обнаружили, что около 29 тыс. лет назад, в последнюю из ледниковых эпох, численность шерстистых носорогов оставалась стабильной, а уровень инбридинга (близкородственного скрещивания) был низким. Уже в это время, как показали последние данные исследования, в Сибири появились люди.

Размер популяции носорогов оставался стабильным еще несколько тысячелетий и начал сокращаться примерно 18,5 тыс. лет назад, то есть за 4,5 тыс. лет до исчезновения вида на северо-востоке Сибири. Вымирание шерстистого носорога по срокам совпадает с так называемым Бёллингским потеплением (около 14,7 тыс. лет назад).

Ученые отмечают, что не могут полностью исключить роли человека в исчезновении шерстистых носорогов. Но предполагают, что вымирание вида все-таки было связано с изменением климата.