Нематоды оказались способны менять пол

16 августа 2020Обсудить

Биологии из медицинского центра Рочестерского университета (США) обнаружили, что нематоды C. elegans способны менять свой пол в зависимости от ситуации.

Нематоды оказались способны менять пол
Особь C. elegans, для удобства подсвеченная флуоресцентной краской. Wikimedia Commons

Новое исследование выявило генетический переключатель в клетках мозга круглых червей C. elegans , который позволяет нематодам менять пол, если это необходимо. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology .

Caenorhabditis elegans — небольшой круглый червь длиной около миллиметра. Он часто используется научными работниками для изучения нервной системы. Многие из открытий, сделанных с помощью C. elegans , позволили получить важные сведения о нервной системе других животных, в том числе человека. С. elegans — единственное животное, чья нервная система полностью изучена.

У С. elegans два пола: самцы и гермафродиты (то есть самки, приобретшие способность к самооплодотворению). Пол этих нематод определяет единственный ген TRA-1 . Если в процессе развития червь имеет две Х -хромосомы, то ген активируется и червь превращается в самку. Если есть только одна Х -хромосома, TRA-1 отключается, в результате чего червь становится самцом.

Однако новое исследование показало, что на этом «превращения» червя не заканчиваются. Как выяснили американские биологи, ген TRA-1 отключается у самцов не полностью. Он может активироваться снова, если обстоятельства вынуждают самца переключиться на поведение самки.

В качестве примера ученые приводят ситуацию, когда самец C. elegans надолго остается без еды. Как правило, самцы C. elegans стремятся как можно скорее найти себе пару, а не искать еду, поскольку обоняние самок развито значительно лучше. Но если самец слишком долго остается без еды, то он начинает «вести себя как самка». Как выяснили ученые, в этот момент происходит активация гена TRA-1 , что позволяет самцу улучшить обонятельные способности. Ту же функцию ген TRA-1 выполняет у молодых самцов, которые слишком молоды, чтобы искать себе пару.

«Такие результаты исследования показывают, что на молекулярном уровне пол не является бинарным или статичным, а скорее динамичным и гибким, — рассказал один из авторов исследования Дуглас Портман (Douglas Portman ). — Некоторые аспекты мужской нервной системы [у червей] могут временно принять женское „состояние“, позволяя мужскому поведению быть гибким в соответствии с внутренними и внешними условиями».