В Иордании обнаружены загадочные неолитические фигурки

10 июля 2020

Археологи исследовали загадочные кремневые артефакты, обнаруженные на территории большой неолитической деревни на севере Иордании. По мнению специалистов, грубо выполненные фигурки — один из ранних примеров «культурной революции», произошедшей в период неолита на территории Иордании, когда древние умельцы перешли от изображений животных к изображению людей.

В Иордании обнаружены загадочные неолитические фигурки

Необычные кремневые фигурки были обнаружены на археологическом участке Харайсин в долине реки Зарка. По мнению специалистов, фигурки были изготовлены примерно в 7500 году до нашей эры. Изучившие их археологи из испанского Национального исследовательского совета и Даремского университета (Великобритания) пришли к выводу, что изделия не относятся к орудиям труда.

Ученые считают, что необычные фигурки — это один из ранних примеров изображения человека. Если присмотреться, в поделках действительно можно угадать человеческую фигуру с узкой талией, широкими плечами и бедрами. Ученые считают, что статуэтки были частью сложного культа предков, который на раннем этапе существования предполагал эксгумацию умерших. Предположительно, фигурки использовались при проведении погребальных ритуалов и изображали умерших людей.

Стоит отметить, что находки в Иордании нельзя назвать старейшим изображением человеческого тела. Гораздо более древние изображения людей можно найти в других частях света. Например, возраст древнейшей из известных науке палеолитических Венер — более 35 тысяч лет (ее фигурка обнаружена в пещере Холе-Фельс в Германии в 2008 году). Однако в культуре раннего неолита на территории современной Иордании находки в Харайсин, без сомнения, один из ранних примеров изображения человеческого тела. С этого момента, по-видимому, люди стали постоянным объектом художественных изысканий в этом уголке мира.