Ученые разгадали тайну калгутинских петроглифов

22 апреля 2020Обсудить

Российские ученые продолжают исследовать так называемые калгутинские петроглифы. Изображения на Калгутинском руднике в Горном Алтае имеют много общего с наскальным искусством классических европейских памятников палеолита.

Ученые разгадали тайну калгутинских петроглифов

«В Сибири и на Дальнем Востоке нет петроглифов, которые специалисты без сомнений причисляли бы к эпохе палеолита. Дело в том, что сегодня не существует методов прямой датировки таких памятников, а подтвержденные образцы наскального искусства древнейшей эпохи в основном находятся в Западной Европе. Тем не менее я уверен, что изображения на Калгутинском руднике в Горном Алтае и на памятниках Бага-Ойгур и Цагаан-Салаа в Монголии относятся к позднему палеолиту, ни на что другое это не похоже», — говорит советник директора Института археологии и этнографии СО РАН академик Вячеслав Иванович Молодин.

Ученые обнаружили необычные петроглифы в середине 1990-х. Высеченные в камне фигурки отличались от тех, что специалисты встречали на Алтае раньше. По словам академика, они напомнили ему наскальное искусство палеолитических памятников Франции. Однако среди персонажей калгутинских петроглифов не было представителей палеофауны, таких как мамонты и носороги, указывающих на древний возраст памятника. Не было там и ни одного изображения пеших людей или всадников, а также животных, которые встречаются лишь в позднем наскальном искусстве. Герои петроглифов Калгутинского рудника — это вольные лошади, быки, козлы, реже олени, которых мог встретить доисторический художник, живший как в голоцене, так и гораздо раньше.

Спустя десятилетие после открытия памятника «Калгутинский рудник» похожие изображения нашли на северо-западе Монголии в долинах рек Бага-Ойгур и Цагаан-Салаа. Среди прочих монгольских петроглифов встречаются такие, которые, по всей видимости, обозначают мамонтов, то есть представителей фауны палеолита. Нарисовать этих животных древний человек мог, только если жил с ними в одну эпоху. Ученые сравнили монгольские изображения с классическими наскальными рисунками мамонтов из пещер Франции и обнаружили значительное сходство.

Как пишут археологи, и те и другие петроглифы выполнены в архаичной манере и стилистически близки многим классическим памятникам наскального искусства Западной Европы. Алтайским и монгольским находкам свойственны реалистичность, преднамеренная незавершенность и минимализм, а также статичность и отсутствие перспективы, которые часто присущи изображениям эпохи палеолита.

Ученым удалось выяснить, что ледник ушел с территории Калгутинского рудника еще в палеолите, а значит, уже тогда у первобытных художников была возможность оставить там свой след. То что в сюжетах петроглифов присутствуют мамонты и изобразительная манера близка с европейскими памятниками, позволяет археологам предположить, что они были сделаны в конце эпохи палеолита.