В Подмосковье обнаружили череп речного буйвола

17 апреля 2020

Специалисты Палеонтологического института имени Борисяка РАН обнаружили среди фондовых материалов Коломенского краеведческого музея уникальный череп ископаемого буйвола.

В Подмосковье обнаружили череп речного буйвола

Череп был найден еще в 1939 году у села Лукерьино, в 4,5 км к западу от города Коломны. Изучение черепа животного в Палеонтологическом институте им. А.А. Борисяка Российской академии наук показало его принадлежность виду Bubalus murrensis . Судя по степени зарастания швов и стирания зубов, череп принадлежал взрослой особи пяти-шести лет.

Находка в Лукерьино свидетельствует о проникновении буйволов в центральную часть Русской равнины примерно 14700–12600 лет назад, во время так называемого бёллинг-аллерёдского межсезонья. Плейстоцен, окончившийся 11 700 лет назад, был временем великих оледенений, но ледниковые эпохи перемежались относительно теплыми межледниковьями, а также включали более короткие потепления, называемые межстадиальными. При потеплении многие типичные представители мамонтовой фауны отступали на север и северо-восток, а в центре Европе появлялись такие экзотические животные, как бегемоты и буйволы.

Ископаемые останки европейских водяных буйволов (Bubalus murrensis) особенно часто находят в долине Рейна в Германии, но они известны также из ряда других стран, включая Францию, Италию и Нидерланды. Выделяется две главные волны миграций этих теплолюбивых околоводных видов в межледниковья среднего и позднего плейстоцена — в интервалах 425–337 тысяч лет назад и 130–115 тысяч лет назад. В ледниковые эпохи их популяции сохранялись на юге, в Средиземноморском регионе.

По словам специалистов, весьма неожиданной оказалась находка черепа древнего водяного буйвола в двух тысячах километров к северо-востоку от основного европейского ареала этих зверей — в Московской области, под Коломной. К тому же радиоуглеродная датировка обнаруженного в Подмосковье образца показала, что это животное обитало здесь на сто тысяч лет позже его западноевропейских родственников — почти в самом конце плейстоцена, около 12 800 лет назад.

На Русскую равнину буйволов могли привлечь комфортные климатические условия, а также наличие многочисленных речных и озерных систем и подходящих растительных сообществ, включая приречные широколиственные леса. В бассейне реки Москвы в это время активно формировались торфяники и мощные толщи озерных илов, захоронение в которых обеспечило исключительную сохранность черепа буйвола из Лукерьино.