Ученые объяснили предназначение кошмаров

28 ноября 2019

Ученые из Женевского университета (Швейцария) наблюдали за активностью мозга 18 добровольцев во время сна с помощью электроэнцефалографии. В течение ночи добровольцев несколько раз будили, чтобы узнать, что им снилось. Это помогло определить области мозга, активные в момент, когда человеку снился кошмар.

Ученые объяснили предназначение кошмаров

«Анализируя активность мозга на основе ответов участников, мы выявили две области, которые отвечают за ощущение страха во сне: это центральная доля и передняя поясная кора. Впервые мы выявили нейронные корреляты страха во сне и обнаружили, что подобные области активируются при переживании страха как во сне, так и в бодрствующем состоянии», — рассказал один из авторов исследования Лампрос Перогамврос (Lampros Perogamvros) . Центральная доля участвует в оценке эмоций во время бодрствования и автоматически активируется, когда мы ощущаем страх. Передняя поясная кора играет роль в подготовке двигательных и поведенческих реакций в случае угрозы.

Исследователи также решили разобраться, есть ли связь между страхом, испытываемым во сне, и эмоциями, испытываемыми после пробуждения. В течение недели 89 добровольцев вели дневники, в которых записывали свои сны, а также эмоции, которые они при этом испытывали. В конце недели каждый из низ прошел процедуру магнитно-резонансной томографии (МРТ). Добровольцам показывали неприятные сцены (например, нападение), которые должны были имитировать стрессовую ситуацию, а также нейтральные образы. Это позволило ученым увидеть, какие области мозга были более активны во время страха.

Оказалось, что чем дольше человек испытывал страх во сне, тем меньше активировались островковая доля и поясная кора, когда человек просматривал негативные изображения. Эти результаты демонстрируют очень сильную связь между эмоциями, которые мы испытываем во сне и во время бодрствования. По мнению ученых, ночные кошмары помогают нам научиться лучше реагировать на стрессовые ситуации в течение дня.