Новокаледонских воронов проверили на самоконтроль

26 ноября 2019

Ученые провели «зефирный эксперимент» с новокаледонскими воронами (Corvus moneduloides) . Известные своей сообразительностью птицы показали, что способны контролировать себя не хуже, чем люди.

Новокаледонских воронов проверили на самоконтроль

Вороны смогли пройти «зефирный эксперимент» почти так же хорошо, как человеческие дети. Впервые подобный эксперимент на проверку самоконтроля был проведен в конце 1960-х годов американским психологом Уолтером Мишелом (Walter Mischel) . Дети сталкивались с дилеммой: получить небольшое сладкое вознаграждение сразу или подождать 15 минут, чтобы получить в два раза больше сладостей. Исследователи намеренно оставляли детей наедине с зефиром и печеньем, чтобы узнать, смогут ли они удержаться от соблазна.

Теперь подобный эксперимент повторили с новокаледонскими воронами. Для птиц был сделан специальный вращающийся прозрачный лоток с двумя отверстиями. Из одного можно было достать более вкусное или крупное угощение, но нужно было дождаться, когда кормушка повернется. Более скромное угощение можно было получить немедленно, но тогда ворон лишался возможности получить более ценный приз. Как оказалось, вороны готовы воздержаться от сиюминутного удовлетворения потребности в пользу более вкусной награды. Кстати, параллельно с воронами похожий тест проходили и дети, которым в качестве награды предлагали красивые блестящие наклейки.

В экспериментах приняло участие девять обученных птиц и 61 ребенок в возрасте от трех до пяти. Как оказалось, и дети, и вороны предпочитали дождаться более ценного приза. Причем и те и другие готовы были ждать дольше, если награда была вкуснее или ценнее того, что предлагали взять немедленно. Менее охотно испытуемые соглашались проявить терпение, если им предлагалось дождаться аналогичной, хоть и более крупной награды (например, двух одинаковых наклеек или двух кусочков яблока).

Но когда дело дошло до скрытых призов, дети действовали более рационально, чем вороны. Если ученые накрывали призы непрозрачным материалом, вороны проявляли больше нетерпения, чем дети. Возможно, это связано с более «диким» поведением птиц. Всякий раз, когда ученый заходил в вольер, чтобы установить лоток, вороны держались подальше и подходили к кормушке только после того, как человек уходил. Таким образом, они не знали, какая награда была спрятана, и должны были попытаться угадать, стоит ли ждать скрытой награды или лучше взять первое предложенное угощение. Дети же старались подсмотреть и запомнить, куда экспериментаторы кладут интересные наклейки.