Фото №1 - Зефир судьбы: почему мы не можем устоять перед искушением
Фото
DIOMEDIA

Уютный детский сад, расположенный в кампусе знаменитого Стэнфордского университета, с виду ничем не отличался от обычных американских садиков 1960-х годов. Однако в течение 20 лет его воспитанники были испытуемыми для сотрудников исследовательской лаборатории психологического факультета. А симпатичные дяди и тети, регулярно предлагавшие малышам интересные игры, впоследствии стали классиками мировой науки.

В один прекрасный день худощавый «ученый дядя» Уолтер Мишел, как обычно, пришел к малышам, но в этот раз принес им упаковку маленьких белых зефиринок — тех самых, что забавно раздуваются на палочке, если их подержать над огнем. Еще у Мишела было полно печенья и крендельков. Но просто так дядя Уолтер и его помощники раздавать сладости не хотели. Вместо этого они отобрали 16 мальчиков и девочек в возрасте от трех до шести лет и предложили им поиграть в интересную игру. Малыша приводили в пустую комнату, сажали за стол и клали перед ним то, что он больше любил, — зефир, печенье или крендель. Вкусняшку можно было съесть прямо сейчас, но хитрые дяди и тети говорили: если немного подождать, пока они сходят по делам, то сладостей будет уже две.

Экспериментаторы исчезали на 15 минут, а малыш оставался один на один с зефиром (или тем, что он выбрал). Искушение было велико, но испытуемые старались ему противостоять: они отворачивались, закрывали глаза руками, пинали стол. Когда становилось совсем тяжело, дети облизывали лакомство и катали его по столу. К возвращению взрослого две трети сладостей оказывались съедены.

Фото №2 - Зефир судьбы: почему мы не можем устоять перед искушением
Иллюстрация: Евгений Тонконогий

В конце 1960-х — начале 1970-х годов «испытание зефиром» прошли более 600 малышей, и статистика оставалась неизменной: двое из трех детей не могли противостоять соблазну. «Стэнфордские малыши» помогли Мишелу разработать теорию, которая объясняла способность человека откладывать удовольствие.

Ученый предположил, что сила воли зависит от двух систем — «холодной» и «горячей». «Холодная» — это рациональное мышление, благодаря которому человек может понять, почему он не должен есть сладость прямо сейчас. «Горячая» отвечает за быстрые, почти рефлекторные реакции на стимулы. По сути, это ангел и демон, сидящие на разных плечах. И, как показывает практика, демон зачастую гораздо сильнее ангела: курильщики тянутся за очередной сигаретой, не задумываясь о раке, барышни спускают всю зарплату на туфли, которые никогда не наденут, а любители сладкого полнеют, будучи не в силах устоять перед очередной зефиркой.

Работа Мишела выявила и еще один неутешительный факт: способности сопротивляться искушению почти невозможно научиться, если она изначально не заложена в человеке. Через 20 лет после опытов в Стэнфорде постаревший ученый проверил, как сложилась жизнь его подопытных. Выяснилось, что малыши, которые во время эксперимента смогли получить две зефиринки, во взрослом возрасте обладали повышенной концентрацией внимания и усидчивостью, умели лучше планировать, были более уверены в себе и стрессоустойчивы. Учились они гораздо успешнее импульсивных сверстников: уровень IQ и баллы стандартизированного теста для приема в вуз (SAT) у тех, кто устоял перед искушением, были значительно выше.

НЮАНС

Вопрос доверия

В последние годы появились сомнения, так ли однозначны результаты «зефирного теста», который широко применяется в школах многих стран. Дополнительные исследования показали, что ребенок, который в принципе не доверяет взрослым, скорее всего, съест сладость — он не ждет, что они выполнят обещание удвоить награду. Сам Мишел смотрел, как в испытании с зефиром будут вести себя дети из неполных семей. Малыши, растущие без отца, чаще остальных съедали лакомство сразу же, как только ученый выходил из комнаты.

Недавно психологи из двух крупных исследовательских центров США выяснили, что умение дожидаться «журавля в небе» и сдерживать свои порывы остается с человеком на всю жизнь. Специалисты разыскали 59 участников стэнфордского эксперимента. Добровольцы, которые разменяли уже пятый десяток, вновь приняли участие в изучении самоконтроля, а часть из них даже полежала в томографе. Оказалось, что у людей, которые умеют сдерживать себя, более активны участки коры головного мозга, отвечающие за способность делать выбор и анализировать желания и выгоду. И таким людям требуется намного меньше усилий, чтобы выйти из соцсетей и пойти работать или не взять очередной кредит на новый гаджет.

Фото в анонсе: Addictive Stock / Legion Media

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, апрель 2014